ШАГ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Идём дальше по следам нижегородского парижанина

В середине января через соцсети в редакцию пришло письмо из Парижа от нашей теперь уже читательницы Натальи Келеннек, с которой свела судьба благодаря Судьбинину, в чём нет игры слов, но есть целый ряд пересечений. Очередное письмо из Франции вновь было связано с этой фамилией. Напомним, Серафим Николаевич происходил из известного нижегородского купеческого рода Головастиковых, корни которого уходят в летопись Богородска, однако потомок старообрядцев-кожевенников выбрал для себя иной путь — искусство, и взятый псевдоним, вероятно, как раз и служил символом разрыва со стезёй, уготованной ему сословным положением.

Захоронение спасено

Творческую жизнь Серафим Судьбинин начал актёром, что сблизило его с такими колоссами театрального мира, как Станиславский, Немирович-Данченко и пришедший к драматургии Горький. Следующим этапом явилось изобразительное искусство, в котором он, будучи во Франции учеником-ассистентом великого Родена, достиг высот, как скульптор и керамик, а став модным декоратором, встал у истоков ардеко — современного течения в европейском искусстве. Вернёмся к письму из Парижа. Оно касалось непростой ситуации вокруг могилы Серафима Судьбинина и его жены Ольги Петровны на парижском кладбище Тье. Срок аренды земли под захоронение давно истёк, поэтому в отсутствии прямых потомков администрация имеет полное юридическое право ликвидировать его. Поиски родственников Судьбинина по линии Головастиковых пока не увенчались успехом. Впрочем, параллельно были предприняты попытки спасти могилу скульптора и на административном уровне через обращения в различные инстанции. О том, какая работа была проведена нашей газетой в помощь энтузиастам, мы писали в материалах «Линия Судьбинина», опубликованном в 2020 году, и «Срок ожидания истёк», вышедшем в 2021-м. В последней статье, кстати, приведён ответ на наш запрос из Представительства Россотрудничества во Франции, руководство которого выразило готовность оказать всяческую помощь в данном вопросе. И вот по истечении года Наталья Келеннек пишет нам следующее: «Городские власти сообщили, что данное захоронение имеет историческую и культурную значимость для Франции и не будет ликвидировано». Что ж, это уже можно считать большим успехом в деле, к которому активно подключились неравнодушные люди. В их числе необходимо упомянуть руководителя Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций Татьяну Грачёву, руководителя богородского клуба краеведов Александра Любавина, доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника, хранителя коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге Екатерину Хмельницкую, оказавшую поддержку и приславшую нам свою монографию «Серафим Судьбинин: на переломе эпох: от модерна до ар-деко».

Придать историко-мемориальное значение

Отдельно хотелось бы рассказать и о самой Наталье Келеннек. В своё время она эмигрировала во Францию не из России, а из Украины, где работала главным литературным редактором Киевской филармонии, писала для различных изданий. И тогда, и сейчас она остаётся носителем и хранителем русской культуры. К слову, недавно в Санкт-Петербурге вышла её небольшая книга, посвящённая 125-летию визита во Францию российского императора Николая II «Царь и царица во Франции». Как бывшая сотрудница филармонии открыла для себя могилу Судьбинина, она описывает в одной из своих интернет-публикаций: «Оказавшись на кладбище Тье под Парижем, обратила внимание на захоронение с русской фамилией. С годами поняла, что к надгробию никто и никогда не придёт. Конечно, стала ухаживать. Но однажды увидела серьёзную угрозу для захоронения — объявление о том, что срок концессии истёк и без внесения новой платы могилу уничтожат. Даже колонны надгробия вымазали красной краской. Хорошо сознавала, что кроме меня вмешаться некому, и потому пошла в администрацию кладбища. После разговора объявление исчезло, и краску с надгробия стёрли, но проблема осталась. Обратилась в парижскую группу соотечественников с просьбой помочь ухаживать за могилой и отстаивать её сохранность». Ну а дальше эту историю в интернете прочитала Татьяна Грачёва и поделилась информацией с редакцией газеты. Вот так общими усилиями неравнодушных потомков могила выдающегося деятеля мирового искусства из Нижнего Новгорода стала культурным достоянием… Франции. Ситуация не вызвала должного резонанса на родине скульптора. Официальный ответ удалось получить, обратившись напрямую в Министерство культуры РФ. Заместитель директора департамента музеев и внешних связей А.А. Кузнецов отреагировал так: «С учётом проработки Россотрудничеством указанного вопроса с органами региональной власти Нижегородской области полагали бы целесообразным обратиться в Министерство иностранных дел РФ для рассмотрения возможности включения могилы С.Н. Судьбинина в список мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение». Мы, естественно, последовали совету главного культурного ведомства страны и переадресовали вопрос в МИД РФ, вскоре из Первого Европейского департамента этого министерства в ответ редакции прислали следующее: «Российскому диппредставительству поручено прояснить в мэрии г. Тье и Службе кладбищ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды г. Парижа ситуацию вокруг данного места погребения в целях принятия дальнейших мер, чтобы избежать его ликвидации и привести в надлежащее состояние».

Горький поддержал бы

По-видимому, именно действия МИД РФ и решили исход уже, казалось бы, безвыходной ситуации, хотя и не поставили окончательную точку в вопросе. По прошествии года становится понятно, что, скорее всего, могила Серафима Судьбинина так и не была включена в список мест погребения, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение, а, следовательно, увы, и для отечественной культуры. Французы же поступили, по крайней мере, практично, как следует из той же переписки с Натальей Келеннек: «Спросила у представителей администрации кладбища: почему 76 лет о могиле Судьбинина никто даже не слышал, а сейчас вы отметили её и на карте некрополя, и на своём сайте, как местную достопримечательность? Они объяснили это тем, что информация обновляется каждые четыре года с учётом интересов общественности. В последнее время вокруг захоронения Судьбинина возник большой ажиотаж в культурном и международном поле, поэтому оно и получило статус значимого для Франции объекта». Пусть так, ведь в любом случае последнее пристанище нашего земляка Серафима Николаевича Судьбинина (Головастикова) спасено и сохранено для потомков, которые, надеемся, сумеют провести более глубокую и бережную ревизию своего культурного и исторического наследия. Пока же архивисты во главе с Татьяной Грачёвой продолжают поиски родственников бездетного скульптора, тщательно изучая метрические книги Нижнего Новгорода и Богородского уезда. Увы, без прямых наследников Судьбинина нет возможности продлить договор аренды его могилы, чтобы на правах собственников проводить реставрацию и благоустройство, да и средств таких у энтузиастов попросту нет. Однако выше в ответе из МИД РФ говорится о возможном содействии ведомства не только в сохранении надгробия, но и в приведении его в порядок. Как сообщает Наталья Келеннек, пока через Посольство России во Франции деньги направляются лишь на реконструкцию захоронений главного некрополя русской эмиграции — кладбища Сент-Женевьев-деБуа. О могиле Судьбинина речи не идёт, поэтому вопрос о выделении средств для её реставрации требует очередных упорных обращений в инстанции. Наталья Келеннек предлагает не ждать, а начать сбор средств хотя бы на минимальный косметический ремонт. Наверняка эту идею всем сердцем поддержал бы и Максим Горький — земляк, друг и соратник Серафима Судьбинина.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото нынешнего состояния могилы С.Н. Судьбинина из архива Натальи Келеннек.

#газета #землянижегородская #культура #париж #скульптор #ситуация

Motorola MOTORAZRV9 A0.03.43R 2008:08:31 17:27:05