ИЗ КРЕСТЬЯН В ПРОФЕССОРА

Ученый, наш земляк, пострадал за отстаивание научных достижений

Талантливый, трудолюбивый парень с нижегородского севера смог стать ученым и любимцем студентов.

Столкновение взглядов

Август 1948 года, Москва. Заседание Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). Организовал его известный академик Трофим Лысенко и его сторонники с одобрения ЦК ВКП(б). В истории это событие осталось как ключевой момент в противостоянии так называемой «мичуринской агробиологии», которую продвигал академик Лысенко, и классической генетики. Исследователи сходятся во мнении, что это было не столько столкновение научных взглядов, сколько идеологическая борьба: генетические представления приравнивали к буржуазным. Ситуация сказалась на биологических исследованиях в Советском Союзе: генетику дискредитировали, фактически она была объявлена «лженаукой». После печально известного заседания ВАСХНИЛ был издан приказ министра высшего образования СССР об увольнении из образовательных и научных организаций ученых, которые занимались исследованиями и формировали генетические взгляды. Среди тех, кто был снят с поста — декан биологического факультета Московского университета Сергей Юдинцев. Сейчас это имя знакомо не многим. Мало кто в нашей области знает, что ученый-биолог, декан биофака МГУ, а позже — первый директор НИИ по изысканию новых антибиотиков Академии медицинских наук СССР, профессор Сергей Юдинцев — наш земляк, родом из Тонкинского района. Судьба его, безусловно, заслуживает внимания: выходец из крестьянской семьи благодаря упорству и выдающимся способностям попал в высшие научные круги, был предан своему делу, стал одним из тех, кто пострадал за признание научных результатов, противоречащих политическому курсу.

В лаптях за знаниями

В 2021 году исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Сергея Дмитриевича Юдинцева. К памятной дате газета «Земля нижегородская» вместе с Нижегородским научно-образовательным центром «Техноплатформа-2035» провели открытый диалог по теме «Проблема поиска новых антибиотиков: реалии времени, возможности науки». Участниками встречи стали специалисты НИИ по изысканию новых антибиотиков им. Гаузе РАН (г. Москва), потомки выдающегося ученого, представители Тонкинского района, журналисты. О судьбе профессора Сергея Юдинцева рассказала старший научный сотрудник московского НИИ, кандидат биологических наук Ирина Маланичева. — Сергей Юдинцев родился 20 марта 1901 года в деревне Николаевское Яранского уезда Вятской губернии, сейчас это территория Вязовского сельсовета Тонкинского района, — говорит Ирина Алексеевна. — Родители Дмитрий Иванович и Лидия Алексеевна были крестьянами-середняками. В большой семье было семеро детей. Сергей учился в церковно-приходской школе в селе Русские Краи. Наставники заметили способного мальчика и посоветовали родителям дать ему возможность учиться дальше. Сергей поступил в Кинкурское двухклассное училище, которое окончил в 1917 году. Время было тяжелое, учебу пришлось прервать: старший брат воевал, Сергей помогал семье, работал в хозяйстве родителей. Но упорства парню было не занимать, родители тоже приложили все усилия, чтобы он продолжил образование. В сентябре 1918 года пешком, в лаптях, с мешком сухарей за плечами, парень отправился в город Кукарку Вятской губернии и поступил в учительскую семинарию, ставшую позже педагогическим техникумом. Учился на «отлично». После техникума год работал учителем в школе в Русских Краях, а затем поступил на биологическое отделение Вятского педагогического института. Заведовал школой и преподавал биологию в Вятке. В 1926 году попал в армию в первый полк химзащиты в Москве. В это же время вступил в члены ВКП(б). Пройдя службу, вернулся в Вятку, стал опять преподавать биологию, заведовал учебной частью на рабфаке.

Удивительный факт

От Вятского пединститута в 1931 году Сергей Юдинцев получил направление в Москву: поступил в аспирантуру института зоологии биологического факультета МГУ. Его учителем на кафедре динамики развития организмов был известный биолог Михаил Завадовский. Сергей Дмитриевич после аспирантуры продолжил научную деятельность и одновременно работал заместителем декана биофака МГУ. — Где бы ни оказывался Сергей Юдинцев, проявлялись и были замечены его организаторские способности, — говорит Ирина Маланичева. — Ему доставалась административная работа. В 1937 году Сергей Дмитриевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «К проблеме специфичности действия лизатов». Суть ее в следующем: в то время была гипотеза, что гистолизаты — продукты распада тканей определенных органов — оказывают на эти органы специфическое действие. Если бы гипотеза подтвердилась, это можно было бы использовать в лечении людей и животных. Работа Юдинцева была экспериментальной проверкой этого утверждения. Но его исследование дало отрицательный ответ на этот вопрос. После защиты ученый получил звание доцента, а вскоре стал деканом биологического факультета МГУ — на этой должности он проработал десять лет, и, пожалуй, эти годы были важнейшими в его судьбе. Когда началась Великая Отечественная война, Сергей Юдинцев вступил в народное ополчение, но он нужен был в университете, поэтому вернулся туда. В вузе руководил группой противовоздушной обороны — спасал университетские здания от бомбежки. Исполнял обязанности ректора МГУ, продолжал возглавлять биологический факультет. Сергей Дмитриевич руководил эвакуацией сотрудников университета и членов их семей из Москвы, а потом их возвращением. — Сергей Дмитриевич понимал, в обществе каких великих ученых он оказался, — отмечает Ирина Маланичева. — И не выпячивал свое значение, как нередко бывает, а наоборот, старался создать все условия для их успешной работы. А еще он по-отечески заботился о студентах. Достаточно привести один удивительный факт: в одно время в университете была введена плата за обучение, и Сергей Дмитриевич пожертвовал всем своим состоянием, чтобы студенты, которые не могли внести плату, не были отчислены. На факультете его очень уважали. Сохранилось множество воспоминаний его выпускников, где они говорят о декане с большим теплом и благодарностью. В вузе Сергей Дмитриевич был завален административной работой, вероятно, поэтому не так много в эти годы занимался наукой. Однако в противостоянии ученых, которые формировали в то время генетические взгляды, и Трофима Денисовича Лысенко, который их опровергал, Юдинцев не занимал позицию наблюдателя — он активно участвовал в этом споре: проводил конференции, выступал на стороне генетиков. Поэтому не удивительно, что после известной сессии ВАСХНИЛ в 1948 году он оказался в когорте тех, кто был отправлен в отставку. Уволили его учителя Михаила Заводовского и других известных ученых. Судьбы их сложились по-разному.

У истоков создания антибиотиков

Осенью 1948 года Сергей Юдинцев пришел в лабораторию антибиотиков Академии медицинских наук СССР, которая находилась в здании на Никольской улице рядом с Красной площадью в Москве. Начал работать вместе с Георгием Францевичем Гаузе, который эту лабораторию организовал. — В Советском Союзе разработка антибиотиков велась уже во время Великой Отечественной войны, создавались научные основы для их изучения, — рассказывает заместитель директора по научной работе НИИ по изысканию новых антибиотиков им. Гаузе РАН, доктор биологических наук Вера Садыкова. — Первый советский антибиотик грамицидин С был открыт Георгием Гаузе и Марией Бражниковой в 1942 году, его изучали и применяли уже во время войны, лечили раневые инфекции. Продуцент этого антибиотика нашли в пойме ручья в Москве. За его разработку ученые получили Сталинскую премию. В 1953 году лаборатория была преобразована в научно-исследовательский институт по изысканию новых антибиотиков. — Гаузе был беспартийным, а у Юдинцева была безупречная репутация, за исключением увольнения из деканов, поэтому, когда было образовано НИИ, Сергей Дмитриевич стал его директором, хотя идеологом научной работы был Георгий Францевич, — говорит Ирина Маланичева. В институте Сергей Юдинцев изучал всасывание антибиотиков в организме, их распределение и выведение, а также исследовал эти процессы в разных физиологических состояниях, что было важно. Работал с антибиотиками — альбомицином, колимицином, актиноидином, мономицином. Защитили диссертацию доктора биологических наук, позже получил звание профессора. Сергей Юдинцев ушел из жизни 26 января 1960 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Сейчас НИИ имени Гаузе, первым руководителем которого был профессор Сергей Юдинцев, — главная в России организация, которая занимается изучением антибиотиков, и единственный в стране институт по этой проблематике.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора и из архива Ирины МАЛАНИЧЕВОЙ.

#газета #землянижегородская #личность #профессор #наука #учёный