47_2011_12-2
Posted in Традиции
22.11.2011

Эх, Мелёшиха-село, чем украшено оно?

На деревню – с песнями да плясками

Я толстушку полюбил,

Мне с толстушкой весело.

На руках б ее носил,

Да кабы меньше весила.

Вот какую частушку спел нам Навалихин. В юности он себя рядом с гармошкой и представить не мог. То ли дело – гитара. Она тогда в моде была. В любом шахунском дворе (да и не только в шахунском). Каждый парень должен был уметь играть на гитаре, иначе девчонки в его сторону и смотреть не будут.

Те же самые девчонки заманили Игоря в клуб «Прогресс» в хореографический кружок. И так он танцевал хорошо, что вскоре ему серьезное предложение сделали – пригласили в коллектив районного Дома культуры. А потом были хореографическое отделение областного культпросветучилища, армия, которая перевернула его жизнь.

– Кем я был­то? Хулиганье, – улыбается Игорь. – Дворовой парень. Да и микрорайон у нас не из элитных. А тут я в такой серьезный коллектив попал – ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Из 70 человек только 10 солдат­срочников. У нас народные артисты были, заслуженные. Атмофера такая… Она меня просто переломала. Да и другую жизнь повидал, всю страну объездил, с людьми известными встречался. Леоновым, Спартаком Мишулиным…

Вернулся наш гармонист (нет, тогда еще гитарист) домой. В Горький работать звали. И пошел бы, да только вдруг судьбу свою встретил. Она главным экономистом в Мелёшихе работала. Так что вместо областного центра попал Игорь Навалихин в село. В декабре 25 лет будет, как в этом Доме культуры работает.

Заволокины

Раздается голосок

От Свечи до Стешихи,

А для вас сейчас споет

Игорь из Мелёшихи.

– Это меня Настя попросила сочинить. Дочка Геннадия Заволокина. Нужно было как­то представить исполнителей, что­то вроде «визитной карточки» показать, – вспоминает Игорь Владимирович, когда стихли развеселые звуки гармошки. – Хотя обычно частушки не сочиняю. Так, на ходу – что вижу, то пою.

А как поет и играет Игорь Навалихин, думаю, объяснять не надо. Заволокин к себе на программу, да еще не один раз, просто так не пригласил бы.

– Как с гармошкой подружился? О­о­й… это отдельный разговор, – смеется Навалихин. – Понимаете, в сельских ДК всегда сложно с аккомпаниаторами. Работал у меня на полставки Сергей Дубинин. Мы с ним с детства знакомы. И как­то разговорились: «Давай ты меня на гармони научишь играть, а я тебя на гитаре». – «Давай». Разучил сербиянку, сормача… Потихоньку стал ребятам подыгрывать. Кстати, на всех фестивалях, концертах всегда мои дети под живой инструмент поют. Я утверждаю, что когда ребенок разучивает песню, под гармошку ему это сделать легче, чем под минусовку, тем более некачественную. Да меня и ребятишки всегда просили: «Давайте лучше под гармонь учить».

Итак, овладел Игорь Владимирович мастерством. Стал на конкурсы ездить. И вот на одном, в Иванове, познакомился с Геннадием Заволокиным. Тот стал его на концерты, на съемки приглашать. Всю страну Навалихин объездил. И в Кремлевском концертном зале выступали, и на
300­летии Петербурга… Сколько песен спел, сколько частушек! Гармошка ему как родная стала.

Два года назад отошел от этих дел. Жена обижается, что дома нет, да и устал немного. Захотелось спокойной размеренной жизни на лоне природы, заела городская суета. Однако ж не вышло.

Новую программу на областном телевидении задумали делать о народном творчестве, Игоря Навалихина ведущим пригласили. Отказывался, потом сдался. «Сентитюлихой» программа называется.

– Сентитюлиха – это та же Семеновна, про которую поют, – объясняет Игорь. – Только наш, местный вариант.

Охальники
выступают

Разговоры мы ведем в Доме культуры. Игорь Владимирович веселый такой, разудалый, того и гляди пальцы опять по кнопкам полетят. Только и ждут повода. И вдруг звонок телефонный. Гармонист наш другим человеком сделался: серьезный, важные вопросы решает. Игорь Навалихин, кроме прочего, еще и депутат сельсовета, заместитель главы.

Решился вопрос – снова улыбка на лице. Про своих любимых охальников рассказывает. «Охальники» – это фольклорная группа. Когда­то набрал он в нее одних мальчишек, парней лет пятнадцати. А вот годы прошли, к «охальникам» еще и «охальницы» прибавились. Смешанный теперь коллектив, но сильного пола все равно больше.

Есть еще в ДК вокальная группа «Селяночка», ансамбль народных инструментов, кружки разные и «Женский клуб», куда женщины приходят чайку попить да посудачить.

– А «мужского» что же нет? – спрашиваю.

– Да был у нас шахматно­шашечный клуб, – почесал наш герой в затылке, – только получилось, как в анекдоте. Знаете? Жена: «Ты где был?» – «В шахматы играл». – «А почему от тебя вином пахнет?» – «А что, должно шахматами?» И жены начали немножко ругаться. Напрасно. Ведь иногда такой негатив накатит… А как его снять. Охота, рыбалка, а лучше 100 грамм и гармонь в руки!

Эх, Мелёшиха­село, да чем украшено оно? Помимо елок­осинок, еще и частушками веселыми да удалыми наигрышами. Звенит гармошка в руках Игоря Навалихина, которого сам Заволокин включил в золотую десятку гармонистов России.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Шахунский район.