Posted in Экономика
22.11.2011

Алексей Лихачев: «ВТО – это не тюрьма народов»

­ Алексей Евгеньевич, недавнее заявление главы государства Дмитрия Медведева многими было воспринято так, что поставлена цель по вступлению России в ВТО уже в этом году. Но срок смещается до лета следующего года. В связи с чем?

­ Президент имел в виду, что до конца этого года будет принято решение на уровне самой Всемирной торговой организации, а именно в рамках рабочей группы и министерской конференции ВТО, которая намечена на 15­18 декабря.

Действительно, такие решения должны быть приняты до конца этого года. После этого России, как и любой другой стране, вступающей в ВТО, дается двести двадцать дней на принятие законов о ратификации взятых на себя обязательств. Поэтому принятие этого решения в России, очевидно, состоится уже в рамках новой Государственной Думы в первом полугодии следующего года. Наверное, не надо быть провидцем, чтобы сказать, что этому решению будут предшествовать достаточно горячие дискуссии.

­ На протяжении всего времени переговоров российские аграрии высказывали опасения, не отразится ли негативно вступление России в ВТО на отечественных сельхозпроизводителях. Смогут ли они конкурировать с западными фермерами?

­ Конкуренция в этой отрасли, естественно, одна из важных составляющих сельскохозяйственного товаро­оборота. Без нее мы не будем застрахованы от роста цен, от некачественной продукции. Сами механизмы ВТО позволяют использовать и даже наращивать уровни поддержки наших сельхозпредприятий ­ от фермеров до крупных перерабатывающих заводов ­ из федерального бюджета, из местных и региональных источников. При этом надо понимать, что это не просто “передача денег” сельхозпроизводителю. Это еще и серьезная помощь в развитии инфраструктуры, как общей, так и инфраструктуры производства и продаж. В этом смысле ВТО абсолютно не сдерживает государства­участники, в запретной зоне остаются лишь прямые экспортно ориентированные, импортозамещающие субсидии. Они действительно ВТО запрещены.

Сама сумма поддержки сельского хозяйства, максимальное ограничение которой для России составляет 9 миллиардов долларов, также позволяет достаточно серьезно использовать федеральный и региональные бюджеты.

Хочу подчеркнуть, что ключевой вопрос развития сельской местности ­ развитие инфраструктуры ­ вообще к ВТО никакого отношения не имеет. Да хоть каждый район дорогами освещенными опояшьте на государственные деньги, понастройте там газопроводов, логистических центров для сельхозпродукции и т. д., это ВТО не контролирует.

­ Как отразится вступление России во Всемирную торговую организацию на простых жителях нашей страны? К примеру, как поведут себя цены на продовольственные и непродовольственные товары?

­ Мы должны говорить о последствиях вступления в ВТО, исходя из тех обязательств, которые берет на себя Российская Федерация. Это обязательства по снижению ­ небольшому – таможенных тарифов на ряд видов продукции. Наиболее важными здесь являются автомобилестроение, металлургическая трубная промышленность, часть товарных групп нефтехимии и сельского хозяйства.

В этом смысле возможно появление дополнительных объемов импорта в начальной краткосрочной перспективе, а значит, возможно и небольшое снижение цен. В то же время проект ВТО рассчитан на многие годы членства России в международном торговом сообществе, в тех инвестиционных проектах, которые российский и иностранный бизнес собираются реализовывать на территории Российской Федерации. В этом плане, мне кажется, уже в среднесрочной перспективе мы получим большее количество рабочих мест, а, соответственно, стоимость услуг и товаров, произведенных в рамках этих инвестиционных проектов, все­таки будет не так быстро расти, как инфляционные процессы.

ВТО ­ это не тюрьма народов. Это международная переговорная площадка, где рождаются правила мировой торговли, где происходит рассмотрение торговых споров. На мой взгляд, сегодня мы не совсем еще понимаем, какие идеи будем проводить через мировую переговорную площадку. Есть, понятное дело, стратегические цели, стратегия внешнеэкономической деятельности до 2020 года. Но эту стратегию нужно превратить в конкретные задачи, которые будущий посол в ВТО со своей командой, нашими партнерами по таможенному союзу, единому экономическому пространству СНГ будет проводить в жизнь со следующего года.

То есть, кроме общих правил, что наша страна становится членом международной организации со всеми ее инструментами, кроме дополнительного инвестиционного знака качества на экономике России, мы должны поставить четкие торгово­политические задачи, которые необходимо будет решить в ближайший период.

Беседу вел
Николай РЯЗАНОВ.

Фото из Интернета.