22.07.2021

ОТЛИЧАЛСЯ СКРОМНОСТЬЮ И ТРУДОЛЮБИЕМ

Биография выдающегося русского художника, академика живописи Ивана Кузьмича Макарова долгое время была спорной с самой первой строчки — рождения художника. Местом его появления на свет указывались то Арзамас, то Пенза, то Саранск. Метрики, где сказано об истинном месте его рождения, не было. Его отец Кузьма Александрович Макаров был крепостным помещика П. Горихвостова. Он долго пытался освободиться от крепостной зависимости и постоянно подавал прошения с просьбами дать ему вольную. Тем более, как считали современники, Горихвостовы закрепостили Макаровых «без всякого на то права». Получив вольную, переехал в Арзамас. Поступил в художественную школу, которой руководил Александр Васильевич Ступин. Арзамас же определил местом рождения сына, записав его вольным. После окончания учёбы у Ступина Кузьма Макаров обосновался с семейством в Саранске, открыв собственную школу живописи.

Способный сын

Значение и полезность своей школы Кузьма Александрович выразил в рапорте, который выслал в адрес Академии Художеств: «По примеру знаменитого моего учителя (Ступина — Авт.) я в Саранске учредил небольшую школу живописи. Не один, а многие из мальчиков, ко мне отданных, вынесли из мастерской моей ежели не полное искусство, то по крайней мере любовь к нему, жажду знания и тот дух трудолюбия и истины, которые, ежели смею так выразиться, есть удел художника». Можно сказать, что первым учеником школы стал старший сын Кузьмы Александровича Иван. Сын оказался способным учеником. Отец берёт его расписывать храмы. Вот как один из современников художника описывает работу по росписи Кафедрального собора в Пензе: «Работа была тяжелой, мороз в зиму 1849/50 года доходил до 30 градусов, а в соборе, при усиленной топке, не было менее 17 градусов. Кроме того, нельзя было видеть общего и разглядеть фигуры; освещение было с двух сторон, так что тень от пишущего художника падала на его работу, застилая ее». Отец же давно заметил, что сын больше тяготеет к портретной живописи. Если и делал Иван пейзажные зарисовки, то всё больше карандашом, не прибегая к краскам. Портреты сыну удаются. Кузьма Александрович посылает его картину «Две молодые мордовки» в Санкт-Петербургскую Академию Художеств. Академический совет вынес решение: «Во внимание к хорошим познаниям Ивана Макарова в живописи исторической и портретной удостоить звания неклассного художника, с правом пользоваться с потомством его вечною и совершенною свободой и вольностью поступать в службу, какую он сам, свободный художник, пожелает». Так началась учёба Ивана Макарова в Академии, продолжавшаяся семь лет.

Портретная пушкиниана

Ещё будучи студентом, Иван Макаров снискал уважение и известность в Санкт-Петербурге как светский портретист. Количество написанных им портретов огромно. Искусствоведы уверяют, что кроме известных, есть ещё много неизвестных, которые находятся в частных собраниях за рубежами нашей страны. Среди портретов, исполненных им в студенчестве, есть три, которые заслуживают отдельного рассказа. Это портреты дочерей Пушкиных и самой Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. Художник был приглашен в дом генерала Петра Ланского, чтобы написать полотна. Со своей задачей он блестяще справился, портреты дочерей понравились заказчикам, но тут Иван Макаров предлагает попозировать самой Наталье Николаевне. Вот как об этой работе она писала мужу: «Три дня я позировала, он меня не утомлял, делая перерывы, и мой портрет был окончен удивительно быстро. Я спросила его о цене, он не захотел назвать, прося меня принять его как дар. Макаров, автор этого сюрприза, с нетерпением ждёт сообщения о впечатлении, которое на тебя произведет портрет. Надо мне тебе рассказать, каким любезным образом он предложил мне свои услуги, чтобы вывести меня из затруднения с дагерротипом и фотографией, которые у меня были, потому что оба они были неудачными. Он пришел однажды утром к нам работать над портретами детей, и мне пришла в голову мысль посоветоваться с ним, нельзя ли как-нибудь подправить фотографию. Потом, глядя на меня очень пристально, что меня удивило, он сказал: — Послушайте, сударыня, я чувствую такую симпатию к вашему мужу, так его люблю, что почту себя счастливым способствовать удовольствию, которое вы хотите ему доставить. Разрешите мне написать ваш портрет. Не забудь ему выразить благодарность свою, я непременно ее передам. Мы расстались с ним очень тепло, он обещал время от времени бывать у нас. Это один из лучших моих портретов: ты можешь говорить, что художник мне не польстил, но я нахожу, что я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож». Как и обещал художник, он не оставляет без внимания детей Александра Сергеевича Пушкина. Позднее появляется портрет младшего сына Григория в мундире камер-юнкера и старшей внучки поэта Натальи Дубельт. В своеобразной «пушкиниане» Ивана Кузьмича Макарова есть и более поздние портреты дочерей поэта, когда они уже были замужем.

Кисть легка, но глубока

Иван Макаров только окончил академию, а газеты о нём уже писали: «Где, например, найдете таких портретистов, как в Петербурге. Кисть Макарова ещё почти недоступна для публики, его портреты становятся замечательными произведениями живописи. Теперь он работает в Павловске, и все первые особы петербургского общества заказывают у него портреты». Или вот ещё: «Молодой артист пишет, и кисть его на лету срывает такие жизненные черты, такие мысли, оригинальные и характеристические, что его портреты становятся замечательными произведениями живописи и, несмотря на свою легкость и грациозную небрежность, превозносятся всеми». Общество поощрения художников выделило средства на трёхлетнюю командировку Ивана Макарова за границу для дальнейшего усовершенствования в искусстве. Президент Академии Художеств великая княжна Мария Николаевна со своей стороны предложила ему взять на себя уроки рисования её детям, которых она в то время увозила с собой в Италию. Уроки рисования не отнимали много времени, зато значительно экономили выделенные средства. Иван Макаров посещает музеи и выставки, слушает лекции по искусству, делает путевые зарисовки и портретные этюды к будущим картинам, а попутно изучает итальянский язык. Соотечественники, жившие в Риме, прознав о Макарове, засыпают его заказами. Около двух лет прожил он в Риме, потом переехал в Париж, а возвращаясь на родину, проехал по Германии. На родине его ждало радостное известие: «Санкт-Петербургская Императорская Академия Художеств за искусство и познания в живописном портретном художестве признает и почитает художника Ивана Макарова своим Академиком, с правами и преимуществами, в установлениях Академии предписанными». Как правило, изучая творческий путь художника, мы упускаем возможность узнать, а каким он был в жизни. Искусствоведы в своих монографиях тоже не очень охотно рассказывают о повседневной жизни живописцев, видимо, считая, что к творчеству это имеет мало отношения. К счастью, у нас есть возможность узнать, каким Иван Кузьмич Макаров был в жизни. Его внук, полный тезка, Иван Кузьмич Макаров, записал воспоминания близких, знавших художника. И вот каким перед нами предстает признанный мастер портретной живописи: «Самая лучшая, самая трогательная черта характера деда, это его большая любовь к семье, к детям. Как он заботился о них: сам просиживал ночами у постельки заболевшего ребенка, тяжело переживал гибель их — умерли в младенческом возрасте трое — Ольга, Вениамин, Ариадна, и сам, как ребенок радовался, если врач объявлял, что больной уже вне опасности. Воспитанный на бережливости, уважении к труду, дед и потом, в период достатка, был очень прост и нетребователен в быту. Его костюм был самым обычным, на его визитной карточке, маленьком листочке тонкого картона, было всего три слова: «Иван Косьмич Макаров». Он был совершенно нетерпим к разного рода восхвалениям его таланта, не терпел лести, но и сам никогда и никому не льстил. Зная иностранные языки, предпочитал говорить по-русски, кроме тех случаев, когда уж поневоле приходилось прибегать к французскому. Несмотря на это, а может быть, как раз из-за этого, он пользовался большой любовью среди своих многочисленных друзей и доброжелателей и до конца жизни был окружен вниманием и уважением». Вот теперь понятно, почему до сих пор находятся неизвестные работы Ивана Кузьмича Макарова. Он их попросту не подписывал. Его отец говаривал, что указывать на работах своё имя — «предерзость». В годы крепостничества считалось, что сам художник не принадлежит себе, он собственность своего господина. Хорошо, хоть у господ помещиков хватало ума не ставить своих подписей под картинами. «Во время работы Иван Кузьмич всегда был молчалив и сосредоточен. Взяв в руки палитру и кисти, он говорил: «Уходите! И чтобы никакого писка!» Бабушка немедленно собирала детей и уводила их в дальнюю комнату, плотно закрывая двери, чтобы не мешать работать. Иногда это не сразу удавалось: детей было много, шумливых и подвижных, и тишина устанавливалась не сразу. Когда же сеанс заканчивался, художник клал на столик у мольберта кисти и палитру и начинал разговор; при этом озабоченное выражение на его лице исчезало и сменялось неповторимой радостной улыбкой. Она всегда очаровывала собеседника и способствовала дружелюбной и приятной беседе».

Полстолетия славы

В газете «Новое время» за 11 апреля 1897 года было н апечатано: «9 апреля тихо скончался после долголетней и мучительной болезни художник Иван Кузьмич Макаров, о чем осиротевшая семья его с глубоким горем извещает родных и знакомых». Кончина Ивана Кузьмича Макарова не осталась незамеченной. Во многих газетах и журналах появились некрологи и статьи о художнике, работы которого считались в течение целого полстолетия выдающимися в портретной живописи. В некрологах говорится: «Как человек И.К. Макаров отличался исключительной скромностью, добротой и трудолюбием». Об этом же говорили все родные. Они подчеркивали удивительные свойства характера художника, который при такой стремительной и блестящей карьере живописца сумел остаться верным себе и заветам своего отца. Он не гнался за славой, хотя в своем общественном положении легко мог достигнуть её вершин: имел много заказов, но никогда не старался иметь более того, чем требовалось на покрытие потребностей своей семьи. А о числе её можно судить по тому, что ежедневно за обеденный стол садилось не менее двадцати домочадцев. Семья художников Макаровых на протяжении жизни пяти поколений была связана с живописным искусством России. Конечно, не все представители рода были одинаково талантливы и получили известность. Тем не менее, многие из них с детства были привержены этому искусству и стремились в меру сил преумножать его. Имя же художника Ивана Кузьмича Макарова сохранилось в памяти народной не только потому, что он был отличным мастером живописи, но и потому, что портреты его работы донесли до нашего времени лица людей, связанных с историей России, — её гордость и слава.

Вячеслав ФЕДОРОВ.

#газета #землянижегородская #художник #имя #личность