ВВЕРХ ПО ШАМБОЛУ И ШВЕЙЦАРИИ

Здесь вам расскажут, как был нелёгок подъём

В Воротынском округе на самой границе с Республикой Марий Эл в точке слияния Волги и Суры, превращённой Чебоксарским водохранилищем в морской залив, стоит рабочий посёлок Васильсурск, который некогда назывался Васильгородом или Василём, в честь Великого князя Василия III. Негласное, но поэтичное название — Волжская Швейцария — ему, возможно, дали художники, работавшие здесь. Знаменитые мастера Иван Шишкин и Исаак Левитан прониклись красотой пейзажей, что открываются с высоких круч. Однако чтобы попасть в эти живописные места из райцентра, необходимо совершить небольшое речное путешествие через Суру на пароме: возвышающийся над берегом Васильсурск, скрытый густыми деревьями, приближается перед взором пассажиров торжественно и величественно. Что ж, ему это положено как по статусу исторического поселения, так и по возрасту: в 2023 году отметит своё 500-летие.

Старшая сестра

В Васильсурск нас пригласила старинная читательница «Земли нижегородской» Зоя Петровна Хрулёва. Она не только выписывает газету с первых ее номеров, но и присылала в редакцию письма, сообщала о радостях и проблемах. А тут как раз оказия: в древний поселок предложила отправиться директор Центра журналистских технологий Наталия Николаевна Скворцова, вдохновитель и организатор проекта «Живая память: дети войны». Среди васильчан осталось немало свидетелей тяжёлых военных будней. В числе приглашённых детей войны на встрече в Васильсурске присутствовала и почётный гражданин поселка, наша читательница Зоя Петровна Хрулёва — хранитель памяти грозовых военных лет и активный популяризатор истории своей малой родины. — Из трёх детей в семье я была самой старшей, когда началась война, мне исполнилось пять лет, — вспоминает она. — В конце 1942 года папу Петра Ивановича Тельнова мобилизовали, а летом 1944-го он умер в госпитале от ран, полученных в боях на Калининском фронте под Новоржевом. Остались мама Ольга Григорьевна, я, сестра Шура и брат Юра. Никогда не забуду голод, царивший вокруг, есть хотелось постоянно. Хорошо, у нас была корова, огород, а то бы не знаю, как мама нас троих вытянула. В школе выдавали буханку хлеба на класс, и наша учительница — Ираида Александровна Малышева делила её на всех ребят поровну. Получалось четырнадцать кусочков, а нас училось более сорока человек, поэтому мы получали свою заветную краюшку, посыпанную сверху сахарным песком, только раз в три дня, а потом смотрели, как едят те, чья очередь наступила. В целом мире, кажется, не было ничего вкуснее того чёрного военного хлеба. Так мы учились терпению, честности и справедливости. Однако кому-то было тогда ещё тяжелее. Зое Петровне врезался в память и другой эпизод. Как-то в Васильсурск привезли детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Местные власти обратились к васильчанам с просьбой помочь с продуктами питания, кто чем может. Несмотря на то, что сами жили впроголодь, люди отозвались. Ольга Григорьевна налила три литра парного молока из-под коровы, взяла с собой в помощницы старшую дочь Зою и понесла гостинец маленьким измождённым ленинградцам. Зое Петровне никогда не забыть тоненькие ручки, тянущие к ним тяжёлые кружки, провалившиеся глаза, в которых было столько страдания, а ещё участливый голос воспитателя, просящего не наливать помногу во избежание заворота кишок, отвыкших от пищи. В центр Васильсурска, стоящего на горе, ведут две круто поднимающиеся вверх дороги. Одну — ту, что тянется от переправы на Суре, местные издавна зовут Шамбол (возможно, от марийского слово шумбел — в переводе: милый, близкий к сердцу), а другую до сих пор кличут Швейцарией (про горные пейзажи мы уже упоминали), она вела за Волгу, откуда жители доставляли дрова и сено. Каждый день Ольга Григорьевна поднимала в гору тяжёлую ношу из заволжских лесов и лугов, чтобы согреть избу, приготовить детям еды и позаботиться о кормилице бурёнке. На дороге её встречали помощники — дочки и сын.

По стопам своих учителей

— Несмотря на трудности, мы прилежно учились, хотя учебник у нас был один на десятерых, а из-за нехватки тетрадей приходилось писать на старых книгах между строк, — продолжает рассказ Зоя Петровна. — Чернил тоже не было, вместо них использовали разведённую в воде сажу, однако через какое-то время она высыхала, и на бумаге оставались лишь царапины от железных перьев. Старались как-то и фронту помочь, где сражались наши отцы, собирали и отправляли туда носовые платки и кисеты с табаком. Впрочем, любили мы и детские забавы, особенно катание с гор на санках. Нюни не распускали и ни на что не жаловались, да нам и некогда было, ведь мы остались главной опорой во всём для своих матерей, поэтому повзрослеть пришлось рано. Ну а самый запомнившийся эпизод военного детства — это, конечно же, Победа. Кажется, в тот день ликовали не только люди, а даже воздух и деревья. Школа и учителя в условиях суровых испытаний оказали настолько сильное влияние на формирование личности, что Зоя Петровна решила связать свою дальнейшую жизнь со сферой образования. В 1955 году она окончила в Козьмодемьянске педучилище, а в 1964-м, уже проработав несколько лет преподавателем начальных классов, заочно получила диплом Горьковского педагогического института. За 46 лет работы в школе Зоя Петровна Хрулёва воспитала не только несколько поколений васильчан, но и вырастила хорошим человеком своего сына Алексея, который, попав по призыву в воздушно-десантные войска, прошёл горнило Афганистана. Только небеса знают, как горячо просила их мать, чтобы сын вернулся домой живым и здоровым. Но это украдкой, а среди учеников Зоя Петровна вела уроки мужества и патриотизма, показывая им альбом, собранный по материалам хроники «афганской» войны. Сейчас Алексей Константинович живёт в Нижнем Новгороде, где собственными руками построил дом для своей семьи. На днях туда вернулся из армии его сын.

На службе у памяти

В 1993 году Васильсурск отмечал очередной юбилей — 480 лет со дня основания. По этому торжественному поводу администрация района решила на базе школьной экспозиции, собранной по крупицам энтузиастами, создать в посёлке краеведческий музей. Зоя Петровна решила помогать в создании экспозиции. — Стала интересоваться в посёлке, не осталось ли у кого на чердаках и в чуланах предметов старины, особое внимание уделяла семьям старожилов, — рассказывает она. — Наши фонды заметно пополнились. Попутно устроилась в музей экскурсоводом. Вот так двадцать лет и проработала в музее. Сейчас, к сожалению, здоровье не позволяет много ходить, но недавно специально для меня провели экскурсию по новому зданию музея, открывшемуся 15 мая. Зоя Петровна продолжает по возможности вести просветительскую деятельность среди земляков и особенно молодёжи, публикуя в местной прессе свои воспоминания о былых временах и достойных людях ушедшей эпохи. Она продолжает выписывать «Землю нижегородскую». Особенно любит читать истории из далёкого и близкого прошлого, поэтому рубрики «Возвращённые имена» и «Краевед» — самые важные для неё в газете, с которой не расстаётся уже три десятилетия. — Ещё мне нравятся статьи про молодые сельские семьи и начинающих фермеров, душа за них радуется, молодцы, — отмечает Зоя Петровна. — Интересуют меня новости из районов области и уголков страны. Хотелось бы, чтоб читатели побольше узнали и о Васильсурске, который я люблю всем сердцем. Мне кажется, лучшим подарком к его грядущему юбилею было бы наведение на улицах чистоты. По традиции накануне больших праздников всегда приводили в порядок свои избы, а посёлок — это наш общий дом. И начать бы надо с того, чтобы перестать бросать мусор мимо урн и взять за правило выкашивать траву возле собственного забора, которая не только не красит хозяев, но и служит угрозой пожара. А в чистоте и о более серьёзных делах думается лучше. Что ж, это касается не только Васильсурска.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Воротынский округ.

#газета #землянижегородская #воротынец #васильсурск #личность #судьба