46_2011_12-2
Posted in Афиша
15.11.2011

Здесь актеры как свечи ясные

И вот фестиваль завершен. Победители получили награды. Среди отмеченных жюри трое нижегородцев: Валентин Омётов, Вероника Блохина и Георгий Демуров. Он удостоился премии имени Евгения Евстигнеева.

Казалось бы, откуда в новой России такой интерес к пьесам пролетарского писателя? Однако он есть. «На дне», «Последние», «Васса Железнова» идут по всей России. Более того, в этом году в Москву привезли постановки Горького из Голландии и Литвы.

Может быть, возникает новая волна интереса? Ведь Горького уже не только играют, но и танцуют. Настоящим открытием фестиваля стал балет «Нунча» по одной из «Сказок об Италии» Чувашского государственного театра оперы и балета.

Чем же привлекает горьковская драматургия сейчас, после смены общественного строя, переоценки ценностей, а где­то и их утраты, в нашем обществе потребления? Загадка – в личности писателя и тех глобальных проблемах, которые он поднимает, уверена Вера Максимова, член жюри, литературный критик, заместитель художественного руководителя Малого театра. Ее выступление на заключительной пресс­конференции вызвало неподдельный интерес не только со стороны журналистов, ей аплодировали и коллеги – члены жюри.

– Необыкновенная личность, – сказала Вера Анатольевна. – Очень много противоречий, много тайн. С одной стороны, я всегда ужасалась, как это он, гуманист, позволял, чтобы в 1905 году у него на лестнице боевики­грузины собирали бомбы. С другой – он прекрасно писал людей греха. Потому что глубоко греховен был сам и сознавал это. Жаль, бумаг нет! Архивы­то до сих пор закрыты. Чем­то они для кого­то опасны.

Я давно пытаюсь разгадать отношение Горького к человеку вообще, и возникает ощущение, что там была сильная нелюбовь. Иногда презрение и брезгливость. Была и доброта. Ее немного, но она была. Он тосковал по «крупному» человеку (не в физическом плане, конечно). Все, что было средне, серо, бездарно, ему было ненавистно. Отсюда­то и вопросы ставит вечные, на которые ответ дать очень трудно. Возьмем «Детей солнца». Ведь если внимательно смотреть пьесу, то там есть вопрос: «Что должны делать люди? Что они должны делать, чтобы бедных, больных, несчастных детей не было?» Возьмем «На дне». Как лучше жить – со «сном золотым», идеей, пусть даже неверной, или совсем без идеи, как, собственно, мы сейчас живем. «Вперед к рынку!» – это сильно звучит в Москве. Но разве это идея? К чему она ведет? Крупная идея есть в пьесах Горького. Она на все времена. Не случайно сейчас ставят первый вариант «Вассы Железновой». Не тот, где была революционерка Рашель, а тот, где семейная драма.

Мелкая режиссерская идея для пьес Горького губительна. А у нас сейчас жесточайший кризис режиссуры по всей стране. Хорошие режиссеры есть, но они в основном в возрасте. А замены нет. Что утешает, актеры подросли замечательные. Они здесь как свечи ясные. Режиссерская же школа грубеет, уходит серьезное психологическое направление. Сейчас больше от жизни получает тот, кто ставит карикатуры, пародии, капустники… А тут Горький с его трагизмом.

И еще. Я категорически против актуализации Горького. Актуализация сейчас в Москве и Европе – это закон театра. И если сегодня Гамлета не переоденут в рваные джинсы, то это и не Гамлет. Как будто я не смогу соотнести то, что говорит принц в бархате, с моей сегодняшней жизнью! Так вот, Горького актуализировать нельзя. В одном спектакле, я видела, выходит Бубнов в кожаных штанах, в другом Лука – этакий десантник, у него еще и кинжал в ножнах. Конечно, актуализация бывает и тоньше, но ни одна не подходит Горькому. Слишком уж он большой, сложный. Нельзя его приспосабливать на злобу дня.

И в то же время, по мнению Веры Максимовой, это очень современный классик, который многое может рассказать о нас самих.

В последние годы многие как­то подзабыли, что театр – это не увеселительное заведение. Это место, которое заставляет думать. Не о том, какое платье надеть, а о счастье и несчастье человеческом, о совести… Фестиваль, который теперь решено проводить через год, об этом напомнил. Напомнил ясным светом актерских и режиссерских работ и вечным огнем горьковской драматургии.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото автора и из Интернета.