ЗЕРНО ВСТАНЕТ НА ПРЯМОЙ ПУТЬ

Появится возможность отправлять его к морю с волжских причалов

В 2019 году мы побывали в Бутурлинской средней школе имени маршала Казакова. Приехали вместе с депутатом Законодательного Собрания области, заместителем генерального директора ООО «АФГ «Националь» Александром Ефремцевым. Он курировал проект «Школа агронома — вектор инновационного развития района», реализация которого велась на базе учебного заведения. Проект называли уникальным. Что получилось в итоге? Мы адресовали этот вопрос заместителю председателя комитета регионального парламента по агропромышленному комплексу Александру Ефремцеву во время недавней встречи. Он ответил:

— Получилось то, что задумывалось. По-другому и быть не могло — достаточно назвать участников попечительского совета этого проекта. В совет вошли президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев, депутат Государственной Думы Дмитрий Валерьевич Сватковский, министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Николай Константинович Денисов, ректор Нижегородского инженерно-экономического университета Анатолий Евгеньевич Шамин, директор ТнВ «Михеев и Компания» Евгений Константинович Михеев. Проект, действительно, уникальный. К примеру, в школе создана научно-учебная лаборатория биотехнологии, генетики и физиологии растений. Она оборудована по последнему слову техники. Такой нет ни в одной школе нашего региона, да и в школах страны ещё поискать. На базе лаборатории уже ведётся обучение ребят. При работе на современном оборудовании они начинают понимать, что в сельское хозяйство приходят современные технологии. Агропромышленный комплекс становится отраслью, где можно и нужно трудиться. Профориентация является одной из главных задач проекта «Школа агронома». Причём он важен не только для Бутурлинского района — для всей области. Проект будем развивать.

— Если уж заговорили о кадровом вопросе в сельском хозяйстве, давайте продолжим. Как вы оценивает итоги первых лет реализации областного закона «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области»?

— Он действует третий год. Когда мы принимали его в 2018-м, дефицит специалистов в сельском хозяйстве составлял более 600 человек. Уже по итогам 2019-го на село приехали 134 молодых специалиста, в 2020-м наблюдался неплохой приток. Аналогичная тенденция и по рядовым труженикам. Так что закон выполняет свою функцию, ведь он разрабатывался как раз для привлечения молодёжи в агропромышленный комплекс. Напомню, закон предусматривает ежемесячные доплаты молодым специалистам и рядовым работникам. Для специалистов предусмотрены также подъёмные. Важно, что их разрешено направлять на улучшение жилищных условий. Раньше жилищный вопрос решался, как правило, с помощью федеральной программы развития села. Она работала неплохо, но имела ряд недостатков, о чём давно говорили руководители хозяйств. К примеру, специалист должен был представить документы о том, что нуждается в крыше над головой. Но ведь ребята были где-то прописаны, зачастую не представлялось возможности добыть нужную справку по этой формальной причине. Кроме того, требовался первоначальный взнос, а где вчерашнему выпускнику учебного заведения взять средства? Областной закон позволил найти выход. Как мы уже говорили, он разрешил направлять подъёмные на покупку или строительство жилья. При этом людям не требуется бегать за лишними справками. Решение вопроса — хороший пример плодотворного взаимодействия аграриев и власти. Руководители сельхозпредприятий обратили наше внимание на проблему, мы начали искать выход вместе. И нашли. Крылатая фраза «Вместе победим» — не пустой звук. Кстати, надо сказать большое спасибо губернатору Глебу Сергеевичу Никитину за поддержку закона «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области». Его слово сыграло решающую роль.

— Видимо, только сообща можно решить и другой вопрос — возвращение в оборот брошенной пашни…

— Такой у нас в области более 500 тысяч гектаров. Регион уже несколько лет целенаправленно занимается проблемой. Принята программа поддержки хозяйств, которые вводят в оборот неиспользуемую землю. Только в 2020 году возвращено 26 тысяч га заброшенных угодий. Однако выявлены пробелы в российском законодательстве, которые сдерживают процесс. Не случайно мы в Законодательном Собрании приняли обращение к министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Николаевичу Патрушеву о совершенствовании нормативноправовой базы в сфере оборота пашни. Это я к тому, что решение можно найти только сообща. О чём говорится в обращении? Ну, в частности, о том, что необходимо провести общероссийскую инвентаризацию земель, а также установить периодичность её проведения. Это позволило бы всё время держать руку на пульсе. Надо также упростить порядок передачи сельхозпроизводителям невостребованных земельных долей. Можно, скажем, дать органам местного самоуправления полномочия по сдаче их в краткосрочную аренду. Предложений много, но особо хочу остановиться ещё на одном. Эффективным способом вовлечения пашни в оборот может стать закрепление в федеральном законодательстве нормы, в соответствии с которой проверка на предмет целевого использования велась бы в отношении непосредственно земельного участка, а не его правообладателя. Сейчас сложилась практика, когда лица, которым принадлежат земельные участки, просто переоформляют их периодически на других людей с целью ухода от ответственности.

— Давайте представим, что регион ввёл в оборот все 500 с лишним тысяч гектаров неиспользуемой земли. Это ж сколько понадобится техники, чтобы её обрабатывать?

— Программа поддержки как раз предусматривает финансовую помощь на приобретение техники. Кроме того, существуют другие программы, которые стимулируют крестьян на обновление материально-технической базы. Итоги 2020 года говорят, что аграрии приобрели тракторов на 40 процентов больше, чем в 2019-м. Растут объёмы закупок оборудования. Так что обрабатывать землю будет чем. Конечно, на введённых в оборот угодьях надо организовывать высокотехнологичное производство. Скажем, если они задействованы в производстве овощей или картофеля, необходимо налаживать полив. Это значительно увеличивает урожайность и снижает себестоимость. Вернусь опять к кадровому вопросу. Область в последние годы сделала заметный шаг по проведению мелиорации, в частности, вводу оросительных систем. Появляется потребность в специалистах-гидротехниках. Эта профессия пока не фигурирует в областном законе о развитии кадрового потенциала. Значит, надо её включать. Как и IT-специальность, которая становится всё больше востребованной в сельском хозяйстве.

— Откройте секрет, какие ещё перспективы ждут сельское хозяйство области?

— Область увеличивает производство зерна. Оно реализуется как внутри региона, так и за его пределами. Возникла идея дополнить систему логистики водным вариантом. Волга, Ока, Сура — почему бы не воспользоваться этими артериями? Вопрос уже обсуждался на уровне заместителя губернатора Андрея Григорьевича Саносяна. С баржами проблем не будет, а вот причальные стенки отсутствуют в местах массового производства зерновых. Планируется начать строительство нескольких причалов. Первые появятся на Волге. Возможность доставки зерна водой повысит и экспортные возможности области. От нас прямой путь к Новороссийскому порту, пусть он приносит пользу нижегородским аграриям.

Беседу вёл Александр СИНИЦЫН.

Фото автора.

#газета #землянижегородская #экономика #зерно #школаагронома