15.06.2021

УРОКИ С ЗАГЛАВНОЙ ЦИФРЫ

Их актуальность становится очевидней

С началом пандемии коронавируса в мире ощутили небывалый рост популярности различных интернет-платформ и сетевых сервисов: необходимость работать удалённо коснулась практически всех сфер экономики и социального сектора. Для такого глобального переформатирования потребовалась целая армия IT-специалистов, и без того востребованная специальность в одно мгновение стала чуть ли не самой ключевой.

До чего дошёл прогресс

— Резко возросший спрос на айтишников создал определённый дефицит таких кадров во многих сферах, — делится директор института «Информационные технологии и системы связи» Нижегородского инженерно-экономического университета Алексей Шамин. — Цифровая экономика начала внедряться в стране задолго до 2020 года, просто пандемия коронавируса и связанные с ней перемены стали катализатором, ускорив процесс модернизации. В данный момент учебными заведениями области ежегодно выпускается до 8000 специалистов по IT-технологиям, вот только потребность региона теперь — 12000. Ситуацию усугубляет отток молодых и перспективных кадров за рубеж, где рынок труда тоже ощутил нехватку квалифицированных компьютерщиков. В силу этих причин основной задачей института вижу в максимальном обеспечении потребностей региона в специалистах. Для справки: институт «Информационные технологии и системы связи» был открыт в 2011-м и нынешней весной отметил десятилетие. За минувшие годы вуз превратился в современный образовательный центр с продвинутой учебно-методической и материально-технической базой. Но главное достояние всё-таки его педагогический состав. Посудите сами: из треть штатных сотрудников имеют степени кандидатов и докторов наук, даже среди совместителей почти все являются дипломированными учёными. Учебный процесс в вузе ведётся по программам среднего профессионального образования, бакалавриата и магистратуры, что даёт возможность студентам пройти все ступени, по сути, в одних и тех же стенах, а потенциальным работодателям подбирать кадры любого звена и уровня компетенции. В 2014 году на базе института открылся ресурсный центр, представляющий комплекс лабораторий для проведения практических занятий с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере информационных технологий и систем связи. Пожалуй, самая примечательная из них — лаборатория «История развития средств связи», или попросту Музей связи, где каждый экспонат, включая телефонные аппараты начала XX века, находится в абсолютно рабочем состоянии. На создание ресурсного центра выделили немалые средства: 11 миллионов рублей из областного бюджета, 13 миллионов — из средств работодателей и ещё 5 миллионов — из иных источников финансирования. — В Нижнем Новгороде существует Институт дополнительного профессионального образования, и все наши кафедры участвуют в разработке обучающих программ для него, — включается в разговор заместитель декана по научно-производственной работе, кандидат технических наук Дмитрий Семёнов, возглавивший ресурсный центр. — По этим программам, рассчитанным на проведение переподготовки в дистанционном формате, кстати, учится вся Россия. Один из основных потребителей — Российские железные дороги, где требуется огромный штат специалистов самого разного уровня, поэтому для них мы разработали три учебных плана. В данный момент по заявке заказчика занимаемся созданием системы автоматизации процессов. Стоит заметить, что железнодорожники далеко не единственные партнёры вуза — есть крупнейший российский провайдер цифровых услуг «Ростелеком», а также «Газпром трансгаз Нижний Новгород» и с недавнего времени «Нижегородский водоканал», с которым подписан договор о сотрудничестве. Кроме того, пришла заявка от МВД и Прокуратуры РФ — там тоже переходят на IT-технологии.

Миссия выполнима

Высокий уровень востребованности специалистов по работе в сети подтверждает тот факт, что каждый студент в процессе обучения в среднем получает по 4-5 предложений о дальнейшем трудоустройстве. Причём, если раньше работодатели интересовались исключительно выпускниками, то теперь отбор происходит уже курсе на третьем. Преподаватели вуза говорят, что сейчас в порядке вещей, когда ребят зачисляют в штаты предприятий ещё до получения дипломов. В немалой степени этому способствуют успехи во время производственной практики, где студентам даже доверяют подменять штатных сотрудников, уходящих в отпуска, выплачивая ребятам их первые зарплаты. В 2019 году в институте запущен ещё один перспективный проект — центр цифрового образования детей «IT-КУБ», где под руководством опытных наставников ребята в возрасте от 7 до 18 лет осваивают компьютеры, оргтехнику, роботов, а также передовое программное обеспечение. Начинающие компьютерщики уже с уверенностью заявляют о себе на областных и даже всероссийских конкурсах профессионального мастерства. — Некоторые родители высказывают опасения — дескать, мы не хотим, чтобы дети все были поголовно программистами и всю жизнь просидели у мониторов, не видя белого света, — делится Алексей Анатольевич. — В ответ мы пытаемся объяснить, что наша миссия — повышение информационной грамотности в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным миром. После завершения среднего образования ребята, обучавшиеся по проекту «IT-КУБ», могут выбрать для себя любую профессию — получить диплом, скажем, врача, педагога или инженера, но приобретённые знания пригодятся им, потому что цифровые технологии проникли сейчас абсолютно во все сферы деятельности, включая сельское хозяйство.

Из выпускников — в педагоги

Среди наставников проекта «IT-КУБ» вчерашние выпускники вуза — такие как Захар Зорин, проводящий занятия по системному администрированию, программированию и другим дисциплинам. — После окончания 9-го класса Сергачской средней школы №2 решил получать среднее профессиональное образование, но ехать куда-то далеко не хотелось, поэтому выбрал университет в Княгинине, — знакомится с нами Захар. — В 2013 году подал документы, чтобы выучиться на программиста, так как с раннего возраста люблю возиться с компьютерами. Потом пошёл по выбранному пути дальше — здесь же поступил на бакалавриат. Через три года выпустился с красным дипломом. Но и на этом останавливаться не стал: сейчас я студент первого курса магистратуры. Уезжать из Княгинина не намерен — тут тихо и комфортно, а до областного центра при желании можно за час на машине доехать. Хочу продолжить педагогическую деятельность. В апреле ребята, обучающиеся под руководством Захара Зорина, на форуме в Ставрополе вошли в пятёрку лучших команд, посоревновавшись в умении создавать внутренние компьютерные сети для предприятий. Молодой преподаватель готовит уже свой третий выпуск, и, как видим, у его выпускников определённо высокий потенциал. Между прочим, педагогика для молодого специалиста отнюдь не главная сфера, основной является должность репортёра в вузовском медиацентре, открытом тоже не так давно. Здесь Захар стал автором медийного проекта, получившего грантовую поддержку, в рамках которого снимаются видеорепортажи о молодых людях, успевших достигнуть успеха в чём-либо. Что ж, в университете недостатка в достойных и интересных сюжетах точно не будет.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Княгининский округ.

#газета #землянижегородская #княгинино #университет #технологии #институт #вуз