ЮНОСТЬ ВИДНЕЕ С КРУЧИ
Хочешь сбросить десяток-другой лет, отправляйся на набережную
Вновь настал черёд рубрики «Мой Нижний». Напомним, она посвящена 800-летию Нижнего Новгорода. Сегодня наш гость — Николай Родин, руководитель областного филиала «Россельхозцентра». Он расскажет о том, как жизнь привела его из отдалённого района в город, с какими людьми довелось познакомиться и какие ощущения дарит поволжская столица.
— Николай Михайлович, сразу после окончания сельскохозяйственного института вы пришли главным агрономом в колхоз «Иванцевский» Лукояновского района, а уже в 26 лет стали председателем колхоза «Атингеевский». То есть, занимали серьёзные должности в совсем ещё молодом возрасте. Вас не пугала ответственность?
— Волнение, конечно, было, но ответственность не пугала. Родом я из сельской местности, рос в многодетной семье, поэтому привык отвечать за порученные дела. Если надо — значит, надо. А получилось так. Председатель колхоза «Иванцевский» Пётр Андреевич Мишин готовил диссертацию по экономике. Для практической части нужны были агрономические опыты в поле. Он обратился к своему научному руководителю — профессору Ивану Алексеевичу Алтухову. Тот посоветовал пригласить на практику меня, чтобы провести необходимые эксперименты. Мы их успешно провели, а ещё через год, по окончании вуза, я получил приглашение стать главным агрономом в колхозе. Видимо, неплохо справлялся с работой, довольно скоро мне предложили возглавить колхоз «Атингеевский». Должность выборная, колхозное собрание поддержало мою кандидатуру.
— Мы ознакомились с историей хозяйства — именно в вашу бытность руководителем там появились новые производственные и коммунальные объекты, асфальтированные дороги, благоустроенное жильё, детский сад, фельдшерскоакушерский пункт. В Атингеево пришёл газ…
— Для этого пришлось налаживать, как тогда говорили, смычку деревни с городом. Что-то мы строили своими силами, но масштабные замыслы нельзя было реализовать без помощи горожан. В шефах у нас были строители, железнодорожники, газовики из Горького. Помню, приехал в строительный трест № 12 знакомиться с руководством. Директор отправил меня к главному инженеру — Михаилу Фёдоровичу Ермакову. У того в кабинете уйма народу, в приёмной — ещё больше. Не до меня. Но я дождался приёма. Поздоровались, говорю: «Михаил Фёдорович, нужна ваша помощь». Не буду рассказывать, в каких выражениях он мне ответил, но в конце концов нашли общий язык. Позднее Ермаков стал руководителем треста, многое нам удалось сделать на селе. Все шефы находились на территории Канавинского района. Председателем исполкома работал тогда известный в области человек — Михаил Михайлович Суетнов. Он всегда поддерживал наши начинания, так что обустройство Атингеева происходило и благодаря ему.
— Наверное, в период взаимодействия с шефами вы изучили характер горьковчан-нижегородцев. Какой он?
— Не случайно Нижний Новгород носил когда-то звание торговой столицы России. С тех пор здесь существует деловая атмосфера, которая не исчезала и в советские времена. В городе много толковых руководителей, предпринимателей. Говорят, раньше купцы заключали сделки без всяких бумаг, достаточно было хлопнуть по рукам. Сейчас без бумаг нельзя — отчётность строгая, но до сих пор предпосылкой ко многим договорам служит доброе рукопожатие. Знаю, что всякие бывают ситуации, встречается нечистоплотность, но на моём пути абсолютное большинство деловых партнёров — честные люди.
— Дела в Лукояновском районе у вас шли успешно, и вдруг в середине 1990-х вы решили перебраться в Нижний Новгород. Что послужило причиной?
— К тому времени я был председателем ассоциации крестьянских хозяйств «Родина». У нас были магазины не только в Лукояновском районе — в Нижнем Новгороде тоже. В мои обязанности входила организация поставок продукции в торговые точки. Естественно, приходилось взаимодействовать с департаментом потребительского рынка и услуг городской администрации. Там появилась вакансия начальника отдела сельхоззаготовок и координации работы рынков. Меня пригласили попробовать силы, я согласился. Время было непростое — взаимозачёты, бартер. Мы выстраивали длинные цепочки, чтобы обеспечить продуктами питания, скажем, учреждения социальной сферы. Приведу пример. Нефтяники отдавали городу топливо в счёт налогов, город отправлял его на село, взамен получал сельхозпродукцию. Дальше стояла задача распределить её по учреждениям. Получается, в новой ипостаси я уже устанавливал смычку не деревни с городом, а наоборот, города с деревней. Крестьяне в тот период отплатили горожанам сторицей за шефскую помощь, которую когдато получили.
— Как с тех пор изменился сам город?
— Город начал меняться, когда его возглавил Иван Петрович Скляров. Он стал уделять особое внимание ремонту дорог, уборке улиц и дворов. Одним из лучших в решении этих вопросов стал Автозаводский район и до сего времени остаётся таковым. Почему говорю об этом? Мне довелось долгое время проживать там. Очень нравятся его проспекты, дома-сталинки с арками и просторными дворами. Конечно, город изменился с 1990-х годов, и тем более с советских времён. Восстановлены многие исторические здания, благоустроены парки и скверы, набережные. А какая подсветка в вечернее время — приятно посмотреть. К 800-летию Нижний Новгород станет ещё краше.
— Какие направления можно было бы добавить по части обустройства?
— В центральной части необходимо создавать больше зелёных зон, чтобы горожане могли отдохнуть от шума. Хорошо бы подумать над увеличением числа парковок в городе. У жителей не должно быть ежедневных проблем с тем, куда поставить автомобиль.
— Вы говорили об Автозаводском районе, а ещё какие места нравятся в городе?
— Люблю прогуляться с семьёй по Нижневолжской набережной. Она у нас в пешей доступности, сейчас мы живём в верхней части города. Когда приезжают гости, веду их на Верхневолжскую набережную, чтобы полюбовались видом с Дятловых гор. Конечно, показываю кремль.
— Какое первое впечатление связано с Нижним Новгородом?
— Расскажу обо всём по порядку. Параллельно со средней школой я учился ещё в музыкальной. Играл в вокально-инструментальном ансамбле. Однажды нас отправили на творческий конкурс в областной центр — это была моя первая поездка в Горький. Культурная программа включала поход в цирк. Нам выделили места рядом с балконом для оркестра, музыка тогда была живая — не фонограмма. Я ещё до представления обратил внимание, что в ансамбле две ударные установки. Одна располагалась в глубине оркестра, другая была выдвинута вперёд, ближе к краю балкона. И до того мне стало интересно, зачем второй ударник, что аж ёрзать начал. Оказалось, ближний ударник нужен для сопровождения самых важных моментов на арене. Ну, например, готовится акробат к рискованному трюку — барабанщик бьёт дробь. Такое вот у меня воспоминание о первом посещении Горького. А на конкурсе мы выступили хорошо — стали лауреатами.
— Ну, а самое яркое впечатление?
— Самое яркое… Если случается бывать зимой на набережной Федоровского, обязательно останавливаюсь посмотреть, как ребятишки катаются с кручи на ледянках. Им всё нипочём, а у меня аж сердце замирает. Вспоминаю собственное детство и вроде как молодею. Такие вот ощущения дарит Нижний Новгород.
Беседу вёл Александр СИНИЦЫН.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
#газета #землянижегородская #россельхозцентр #интервью #юбилейгорода