ТЕРРИТОРИЯ С КАПИТАЛОМ

Развиваться комплексно позволят инфраструктурные инвестиции

Эхо ограничений, введённых из-за коронавируса, ещё долго будет звучать в стране. Экономике, уровню доходов россиян, показателю безработицы ещё только предстоит вернуться на прежний, докризисный предел. В прошлом году непростые времена людям, предпринимателям, предприятиям и организациям позволила пережить поддержка, подоспевшая из федерального центра. Помощь оказывалась и регионам. По словам президента России Владимира Путина, в 2020-м областям и республикам из государственной казны перечислено 280 миллиардов рублей дотаций и 223 миллиарда — бюджетных кредитов.

Такая поддержка позволила регионам дышать свободнее и идти вперёд. Как отметил министр финансов РФ Антон Силуанов, на 71 территории наблюдается рост доходов. По данным, поступившим в распоряжение главы ведомства, прибыток регионов в сборе собственных средств составил 6,4 процента. Показатель внушает оптимизм. Однако, как отметил глава государства, тенденция к восстановлению экономики только начинает прослеживаться. И территориям по-прежнему требуется помощь. Об этом шла речь на недавнем совещании под председательством Владимира Путина. В разговоре принимали участие представители правительства РФ, руководители ряда областей, в том числе губернатор Нижегородской Глеб Никитин. В повестке дня значилось несколько вопросов. Основной темой совещания стала разработка концепции программы инфраструктурного развития регионов. — Вопрос серьёзный и безотлагательный, — подчеркнул президент. -Раскачиваться некогда. Правительство должно работать совместно с главами регионов, учитывать специфику каждой территории. На подготовку каркаса программы Владимир Путин отвёл две недели. В середине апреля контур плана поддержки регионов должен быть готов. При разработке концепции глава государства поручил обратить внимание на два направления: реструктуризация тех самых бюджетных кредитов и развитие инфраструктуры на территориях. О том, как это видят сами главы регионов, доложили исполняющий обязанности руководителя Мордовии Артём Здунов, губернаторы Челябинской области Алексей Текслер и Нижегородской — Глеб Никитин. Глеб Сергеевич поблагодарил руководство страны за своевременно оказанные меры поддержки. Регионам удалось преодолеть сложный период с минимальными потерями. Однако, по мнению губернатора, пора вновь повернуться в сторону планов долгосрочного развития. Глава региона подчеркнул, что подход к преобразованию территорий должен быть комплексным и системным. В качестве яркого примера привёл Москву, где масштабные вложения в строительство инфраструктурных объектов создали основу для роста экономики на годы, а возможно, и десятилетия вперёд. В нашей области есть свой план развития, который должен принести в долгосрочной перспективе положительные результаты. С его основными пунктами Глеб Никитин познакомил президента и правительство. Речь о Нижегородской агломерации — территории, объединяющей областной центр, Дзержинск, Кстово, Бор, Богородск, Балахну, Городец, Заволжье, Павлово, где проживает свыше 2 миллионов человек. Губернатор рассказал о первом этапе реализации программы. Она включает четыре пункта. Первый — преображение исторического центра Нижнего Новгорода. В настоящее время старые кварталы, расположенные в близости от сердца города — кремля, пребывают не в лучшем состоянии. Пришло время исправить положение и параллельно развивать IT-квартал и студенческий городок университета имени Лобачевского. На финише проекта будет создано около 20 тысяч рабочих мест. Кроме того, ожидается рост интереса со стороны туристов, как отечественных, так и зарубежных. Второй пункт — жилищная застройка южных окраин Нижнего Новгорода. Пока её сдерживает как раз дефицит инфраструктурных объектов. Прежде всего речь идёт о дорогах. Загруженность имеющихся настолько высока, что люди уже сейчас вынуждены терять в пробках ни по одному часу. Решит проблему строительство дублёра проспекта Гагарина, одной из основных городских магистралей. Третий пункт — комплексная реформа транспортной системы. Она уже стартовала. С автопредприятиями заключают контракты, согласно которым доходы зависят не от количества доставленных до места пассажиров, а от качества транспортных услуг. Перевозчик заинтересован в том, чтобы чётко соблюдать график движения автобуса или троллейбуса, чтобы на маршрут выходило нужное количество машин. И, наконец, четвёртый пункт — особая экономическая зона «Кулибин», созданная в Дзержинске. Чтобы привлечь на территорию максимум резидентов, необходимо решить инфраструктурные вопросы. Вложения оправдают себя. По оценкам, экономическая зона позволит привлечь около 100 миллиардов рублей частных инвестиций. — В первые 10 лет реализация программы потребует 460 миллиардов рублей, — рассказал Глеб Никитин. — Примерно две трети данного объёма средств — вложения ресурсоснабжающих организаций и частных компаний. Оставшуюся часть должно профинансировать государство. В бюджете области таких средств, конечно, нет. Требуется помощь федерации. — Инфраструктурные инвестиции принесут положительный результат, — отметил губернатор. — Он отразится в росте экономики, увеличении налоговых поступлений в бюджет. Мы посчитали, за 30 лет после реализации запланированных проектов бюджетный эффект составит 800 миллиардов рублей. Это в полтора раза превысит вложения в программу, в том числе кредитные. Глава региона подчеркнул, что масштабные инвестиции в инфраструктуру за счёт заёмного финансирования приводят к стремительным темпам роста экономики. По крайней мере, об этом свидетельствует мировой опыт. Владимир Путин Нижегородскую программу развития одобрил. Но просил обратить внимание на такой момент: необходимо предусмотреть гарантии выполнения частными компаниями взятых на себя финансовых обязательств. Порой бывает так, что государство средства вложило, а инвестор даёт задний ход, в результате выполнение программы оказывается под угрозой. Важно не допустить такого развития событий.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

#газета #землянижегородская #развитие #инфраструктура #инвестиции