ЖДАЛИ ЦЕЛЫЙ ВЕК
Полотна художника-земляка стали сенсацией
Эту выставку, которая прямо сейчас проходит в Третьяковской галерее в Москве, называют открытием, даже сенсацией. Впервые в России показана масштабная экспозиция произведений художника Константина Кузнецова — пожалуй, единственного из отечественных живописцев, кто влился в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма, как говорят организаторы выставки. Многим из нас это имя незнакомо, и неудивительно — долгое время на родине художника о нём практически ничего не знали. Для нижегородцев это представляет особый интерес: Константин Кузнецов — наш земляк. Художник, которого называют «русским парижанином», а французские критики именуют «последним рыцарем импрессионизма», родился в Нижегородской губернии и именно здесь зародился его талант, на нашей земле он научился писать картины. Судьба же художника и его работ весьма необычна.
Искусство, скрытое на антресолях
Париж, 1936 год, ателье живописца на рю Буассонад — его последнее пристанище. На 73-ем году жизни русский художник Константин Кузнецов, проживший долгие годы во Франции и получивший здесь признание, умирает. Несколько сотен картин, натянутые на подрамники и свернутые в рулоны, альбомы зарисовок, эскизы — все это было сложено в тесных комнатах его последней мастерской. Почти целый век картины ждали своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение его потомками. Внучка художника Моник Вивье-Брантом занялась наследием деда и защитила диссертацию о его творчестве в 1972 году. Она собрала сведения обо всех произведениях Кузнецова, которые к тому времени стали расходиться в частные и музейные собрания. Несколько графических работ были подарены Третьяковской галерее. И вот проходит еще немало лет, и в 2015 году российский коллекционер случайно наталкивается в одной из французских галерей на несколько полотен с незнакомой ему подписью — «Кузнецов». Долгое время группа российских искусствоведов пытались разузнать о художнике больше, пока не были найдены потомки мастера. Оказалось, что более трехсот живописных и более ста графических работ хранились у них, на антресолях парижской квартиры. В семье художника остались также фотографии, письма, документы. Чтобы сохранить наследие живописца, был создан «Фонд художника Константина Павловича Кузнецова». Первое издание о живописце на русском языке вышло совсем недавно, в 2019 году. И вот в Москве открыта первая масшабная выставка произведений уникального и для Франции, и для России живописца, его имя заново открыто в нашей стране.
Из купцов в живописцы
Константин Кузнецов родился в 1863 году в деревне Желнино Чернорецкой волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии в купеческой семье. Его отец Павел Игнатьевич Кузнецов происходил из государственных крестьян, был состоятельным человеком, вместе с братом вел торговлю в Нижнем Новгороде и Астрахани. Фамилия Кузнецовых была одной из самых известных и почетных в Черноречье. Продажа пеньковых товаров, рыбы, тюленьего и рыбьего жира со своего жиротопного завода приносила большие доходы. Усадьба купцов Кузнецовых до сих пор есть в Желнино — она является памятником архитектуры регионального значения. Константин получил домашнее образование, хорошо играл на фортепиано, начал заниматься живописью. По признанию художника, истоки его творчества — в беззаботном детстве и отрочестве, проведенном в родительском доме. Предположительно, начинающий художник посещал открытую рисовальную студию Карелина в Нижнем Новгороде. После смерти отца капитал и дела перешли трем его сыновьям. Имя Петра Павловича Кузнецова, брата Константина, хорошо известно в его родных краях — он много занимался благотворительностью, например, построил, потратив колоссальную сумму денег, земскую больницу в Растяпино, которая считалась тогда одной из лучших в губернии. Старший же брат, Константин, который, по всей видимости, поначалу участвовал в делах семейного предприятия, получив наследство, решил стать художником. В 1896 году — ему было тогда 33 года — Константин совершил длительную поездку по Европе, посетил Париж, Лондон, Рим и Флоренцию. В 1900 году художник женился на москвичке Александре Самодуровой и окончательно переехал с ней в Париж, поселившись в мастерской на Монмартре. Так, нижегородский купец в 36 лет начал художественную карьеру во Франции, которая оказалась весьма удачной.
Последний рыцарь импрессионизма
В Париже Константин Кузнецов стал постоянным участником знаменитых выставок. Работы художника можно было увидеть в Брюсселе, Мюнхене, Лондоне и других мировых столицах. Его любили критики и публика, картины выставлялись в России и за рубежом в экспозициях наряду с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Пьера Боннара, Мориса Дени. С 1903 по 1909 год Константин Кузнецов участвовал в выставках Московского товарищества художников, которое в те годы объединяло представителей авангарда в искусстве. Кузнецову там была отведена особая роль: он демонстрировал российскому обществу опыт французской живописной школы. В 1907 году Кузнецов переехал на Монпарнас, где занял просторную мастерскую. Он оказался в центре артистической жизни, но полностью она его не затянула. Кузнецов имел российское гражданство, сохранял православную веру, был русским в душе. Известно, что в 1914 году художник пожертвовал в нижегородскую городскую Думу большое состояние, пять тысяч рублей, на содержание российской армии. На помощь союзным войскам во Франции были отданы фамильные драгоценности жены Александры. Исследователи его творчества считают, что Кузнецов в свои последние годы достиг большой свободы, он ориентируется только на свое видение. Частыми героями его картин становятся простые люди — рыбаки, грузчики, рабочие, букинисты, извозчики. Последние годы жизни мастера прошли в бедности, но он не переставал работать. Сейчас некоторые произведения Кузнецова хранятся в собраниях музея Орсе и музея Карнавале в Париже, муниципальном музее Гааги, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и других. Однако, как отмечают специалисты, основное художественное наследие Константина Кузнецова оказалось в уникальной исторической ситуации: собрание художника начала прошлого века сохранилось в целостном виде, как будто бы оно только что вышло из его мастерской. Все потому, что при жизни он с неохотой продавал свои работы. В мире искусства это назвали небывалой историей.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото из журнала «Третьяковская галерея».
#газета #землянижегородская #художник #импрессионизм #франция #париж #желнино #балахна