ЛУЧШЕ ПИТАТЬСЯ МОЛОКОМ, ЧЕМ ИЛЛЮЗИЯМИ
Стараемся реально оценить ситуацию на рынке
Хотелось избежать упоминаний об эпидемии. Скоро год, как она главенствует в информационном поле, скорей бы ушла на второй план. Но куда же деться, если напасть влияла на молочный рынок в 2020 году и аукнется в 2021-м. В прошлом номере мы сообщали, что состоялось годовое собрание Нижегородского молочного союза. Сегодня расскажем более подробно, как в отраслевом объединении оценивают ситуацию.
Что такое хорошо
Молочная отрасль оказалась за пределами списка пострадавших от ограничений. Предприятия не закрывались, не меняли режим, как это происходило в ряде других сфер. Крестьяне и переработчики лишь ввели меры безопасности согласно общим установкам. Влияние эпидемии, конечно, наблюдается, но не только со знаком минус. Взять кадровый вопрос. Сейчас на слуху проблема нехватки рабочей силы в стране из-за уменьшения количества трудовых мигрантов. Представители агропромышленного комплекса тоже заявляют о ней. С другой стороны, в АПК приходят люди, которые оказались без работы. Генеральный директор Нижегородского молочного союза Николай Трофимов отмечает увеличение притока кадров в АПК — на постоянные ставки, не на сезон. Или посмотрим на ввоз молочной продукции в Россию из-за рубежа. По данным объединения «Союзмолоко», в 2018-19 годах наблюдался рост — 4 и 2 процента. Сложности с пересечением границ изменили ситуацию. В 2020 году импорт сократился на 7 процентов. Да и девальвация рубля сыграла роль. Импорт стал менее выгоден, особенно поставщикам из дальнего зарубежья. Значит, на российском рынке теперь чуть свободнее, что хорошо для наших производителей. Они стараются. Сельхозпредприятия увеличили производство молока за год на 3 процента. Им удаётся поддерживать тенденцию к росту на протяжении нескольких лет. Государственная поддержка на федеральном и областном уровнях тоже способствует положительным изменениям. Бюджетные субсидии помогают аграриям в строительстве объектов животноводства, техническом перевооружении, решении кадровых вопросов.
Что такое плохо
Коль поговорили о плюсах, надо уделить внимание минусам. Самый главный из них — снижение покупательной способности жителей. — Налицо уменьшение реальных располагаемых доходов населения, — говорит Николай Трофимов. — «Союзмолоко» оценивает его в 3 процента. При этом среднегодовое потребление молока в стране выросло с 234 килограммов на человека до 237. Необъяснимое явление? Вполне объяснимое. Во-первых, люди стали больше времени проводить дома — значит, чаще стряпать. Молоко в домашней стряпне — важный компонент. Во-вторых, любители зарубежного отдыха провели отпуск в родной стране. Ходили в наши магазины, ели на полдник наши йогурты, охлаждались в зной нашим мороженым. В-третьих, цены на молочные продукты выросли меньше, чем на многие другие. Аналитики говорят о подорожании в 3,6 процента, тогда как остальная продукция взяла планку в среднем 7,3 процента. В-четвёртых, государство оказало финансовую помощь жителям — семьям с детьми, безработным. Однако не следует питать иллюзий. Снижение покупательной способности всё равно даст о себе знать. Специалисты прогнозируют в этом году уменьшение потребления молока до 236 кг в год на человека.
Резервы внутренние и внешние
Уменьшение потребления создаст проблемы молокозаводам. Они и минувший-то год протянули на пределе возможностей. Переработчики не могут сильно повысить отпускные цены на продукцию — сразу сократятся объёмы продаж. Торговые сети перестанут брать товар, который нельзя сбыть. Заводы не пойдут и на снижение закупочных цен сырого молоко от сельхозпроизводителей. У перерабатывающих предприятий сформирован круг поставщиков, которыми они дорожат. Больше того, появляются дополнительные статьи расходов. Производителей молочной продукции обязали ввести цифровую маркировку товаров. Это добавит несколько процентов к себестоимости. А она без того заметно подросла в минувшем году — подорожали энергоресурсы, импортные составляющие производства. Молокозаводам вновь предстоит изыскивать внутренние резервы. В отраслевом объединении говорят, что надо увеличивать загрузку мощностей для снижения затрат на производство единицы продукции. Дополнительные объёмы сырья следует пускать в глубокую переработку. У сыров более обеспеченный покупатель и выше добавленная стоимость, чем у обычного пастеризованного молока. Крестьянам тоже придётся непросто. Да, закупочные цены на сырое молоко чуть подросли в 2020-м, но увеличение меньше инфляции. К тому же себестоимость устремилась вверх — по тем же причинам, что у переработчиков. Не обойдётся и без дополнительных расходов. Надо выполнять новые экологические требования, в частности, обустраивать санитарно-защитные зоны вокруг ферм. Многое будет зависеть от мер государственной поддержки. На федеральном уровне уже разрешили молокозаводам пускать льготные кредиты на внедрение цифровой маркировки. Для сельхозпредприятий продлена льготная ставка налога на добавленную стоимость при закупке племенных животных за рубежом. Будет продолжено субсидирование фактически понесённых затрат на строительство объектов молочного животноводства. Планируется расширение экспортных поставок молочной продукции. Дополнительные каналы продажи отнюдь не лишние в условиях ограниченного спроса внутри страны. Нижегородский молочный союз направил в минсельхозпрод региона предложения по дополнительной поддержке отрасли. Речь идёт, в частности, об ускорении процессов модернизации.
Газировка или мороженое?
Возможно, поможем производителям и мы, потребители. Объединение «Союзмолоко» пророчит постепенное восстановление спроса. По прогнозам, за 2021 год он должен вернуть 2 процента из трёх потерянных. Если кошельки позволят, мы готовы даже ускорить возврат. Это ведь просто — купить мороженое вместо газировки.
Александр СИНИЦЫН.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
#газета #землянижегородская #молоко #экономика #тенденции