СРОК ОЖИДАНИЯ ИСТЁК

К поиску, объявленному газетой, присоединяются Государственный Эрмитаж и Императорский фарфоровый завод

В конце прошлого года в «ЗН» был опубликован материал о попытках энтузиастов в Париже спасти могилу Серафима Николаевича Судьбинина — нашего земляка, выходца из богородского купеческого рода Головастиковых, актёра театра, известного скульптора, ученика и помощника Огюста Родена, друга Горького, Станиславского, Дягилева. Срок концессии участка на парижском кладбище Тье давно истёк, и так как родственников администрация до сих пор не нашла, по установленным правилам решено ликвидировать захоронение. Публикуя материал, мы надеялись, что на него откликнутся потомки Серафима Николаевича. Род Головастиковых очень большой, но, увы, этого до сих пор не произошло. Не последовало и реакции представителей структур, регулирующих сферу культуры и общественных связей. А обретение праха прославленного земляка могло бы стать знаковым событием в год 800-летия Нижнего Новгорода. Между тем на днях из Франции пришло очередное тревожное сообщение.

Едем в Богородск

Ведя собственные исследования, мы обнаружили, что Головастиков — до сих пор распространённая фамилия в Богородске, поэтому отправились туда, чтобы встретиться с краеведами, которых возглавляет Александр Любавин, уже помогавший нам в поисках потомков скульптора. Мы спросили у знатоков истории: не порекомендуют ли они кого-нибудь из Головастиковых для составления в нотариате акта признания их родства с Судьбининым, чтобы переправить документ в Париж? — Привязать одних Головастиковых к другим будет весьма проблематично. Ветвь, к которой принадлежал Судьбинин, покинула село Богородское очень давно, — объяснил Александр Владимирович. Известно, что у Серафима Судьбинина был родной брат, а также двое дядей, у которых тоже были дети, так что в Нижнем Новгороде вполне могли остаться родственники. Мы решили заглянуть в электронную базу данных Министерства обороны РФ, чтобы посмотреть, а не призывался ли кто из нижегородских Головастиковых на фронт во время Великой Отечественной войны. Таких обнаружилось двое — Алексей Васильевич и Алексей Иванович. Возможно, речь идёт о прямых родственниках Судьбинина. Александр Любавин обратил наше внимание и на семью Савельевых, имевших родство с Головастиковыми. В прошлый раз мы уже рассказывали, что Серафим Судьбинин жил с матерью и братом в доме на улице Тихоновской (ныне Ульянова), который принадлежал председателю Нижегородской городской управы Александру Александровичу Савельеву — мужу родной тёти Серафима Николаевича. У Савельевых было трое детей — Антонина Александровна, в советское время работавшая заведующей библиотекой завода имени Фрунзе, Зинаида Александровна, ставшая химиком санитарно-гигиенической лаборатории облздрава, и Максимилиан Александрович — видный партийный деятель, главный редактор газет «Известия» и «Правда». Наверняка кого-то из рода Савельевых можно отыскать и сейчас.

Отклик из Санкт-Петербурга

Изучая биографию скульптора, мы наткнулись в интернете на монографию «Серафим Судьбинин: на переломе эпох: от модерна до ар деко», написанную в 2010 году Екатериной Сергеевной Хмельницкой, доктором искусствоведения, старшим научным сотрудником, хранителем коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков Государственного Эрмитажа. Мы нашли адрес её электронной почты и написали, чтобы постараться выяснить неизвестные нам ранее факты жизни и смерти Судьбинина. Екатерина Сергеевна ответила незамедлительно: «Большое спасибо за письмо, чрезвычайно рада, что обнаружилась могила Серафима Судьбинина. Когда занималась реконструкцией его творческой биографии, к сожалению, не смогла найти его захоронение. Увы, не могу помочь с поиском родственников. В вашей газетной публикации представлено гораздо больше сведений относительно его семьи, чем есть у меня. Но это и не являлось целью моей работы. Насколько знаю, у Судьбинина не было детей. По крайней мере, ни в письмах, ни в архивах, ни в периодических публикациях мне никогда подобная информация не встречалась. Уверена, руководство АО «Императорский фарфоровый завод», по заказу которого Судьбинин когдато создавал фигуры участников «Русских сезонов», организованных в Европе Сергеем Дягилевым, согласится направить официальное обращение с просьбой спасти могилу скульптора в любую инстанцию. Постараюсь поговорить об этом и с дирекцией Эрмитажа». К письму Екатерина Хмельницкая приложила электронный вариант своей книги о Судьбинине, на правах автора разрешив использовать её в материалах о скульпторе. В этом обстоятельном искусствоведческом труде нас в первую очередь заинтересовали последние годы Серафима Николаевича. Нам уже было известно от Натальи Келеннек, которая и написала в газету из Парижа, что супругу Судьбинина звали Ольга Петровна Ромашкевич, которая скоропостижно скончалась в 1936 году. Фамилия эта в царской России была достаточно известной. Однако установить родных Ольги Петровны, увы, не удалось. В книге Екатерины Хмельницкой говорится: «Потерю жены Судьбинин переживал очень тяжело. С этого времени он изменил свою подпись на работах, добавив к слову «Серафим» фразу: «В память о моей жене». Он также решил возвести памятное надгробие на ее могиле в Шуази-леРуа». Информацию о захоронении мы нашли в шеститомнике «Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917 — 1997», рядом с Серафимом Николаевичем значится и Ольга Петровна Судьбинина.

В коллекциях лучших музеев

Наталья Келеннек добавила к полученным сведениям, что 4 августа 1937 года Судьбинин перезахоронил прах жены в новое место на том же кладбище, где по его проекту установили памятник в форме гончарной печи, который изначально он готовил для себя, ведь был старше супруги на тринадцать лет. Если увеличить фото надгробия Серафима Николаевича, внизу можно разобрать выгравированную надпись пофранцузски «Ольга Судьбинина», а выше уже явно позже и на скорую руку выбито имя и фамилия самого скульптора. Выходит, супруги покоятся вместе. В книге Екатерины Хмельницкой читаем следующее: «Судьбинин был крайне удручен потерей той, с которой познакомился в труппе русского театра и которой сам великий Станиславский воздавал всяческие почести в своих мемуарах». Получается, Ольга Петровна тоже была творческим человеком, а факт смерти в собственной мастерской наводит на мысль, что под влиянием мужа от актёрского искусства и она, должно быть, перешла к изобразительному. Мы очень рассчитываем на поддержку Государственного Эрмитажа и Императорского фарфорового завода, она, несомненно, поможет обратить более пристальное внимание на ситуацию особенно со стороны Министерства культуры РФ и других ведомств. Для справки: помимо Государственного Эрмитажа работы Серафима Судьбинина находятся в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея МХАТ, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, в московском Музее А.М. Горького, а также во Франции — в коллекциях Музея декоративных искусств в Париже и Национальном музее керамики в Севре. В Нижнем Новгороде — в нашем родном Государственном ордена Почёта музее А.М. Горького тоже можно увидеть художественное наследие Судьбинина. В кабинете Горького на полке подарок Серафима Николаевича своему земляку и другу — статуэтка, изображающая Константина Станиславского в роли доктора Штокмана из пьесы Ибсена. Так что у нижегородских музейщиков тоже есть повод оказать посильную помощь в сохранении последнего пристанища Судьбинина. В 2008 году Правительством Российской Федерации было перечислено Франции более 692 тысяч евро на погашение задолженности по аренде 648 участков, где захоронены наши соотечественники. В апреле 2011 года все исторические русские памятники за рубежом были взяты под опеку Правительства России и переданы под юрисдикцию Россотрудничества. В 2018-м ТАСС сообщил, что планируется сохранить каждую из пяти с лишним тысяч могил русских эмигрантов на территории одного из крупнейших французских некрополей Сент-Женевьев-де-Буа. Серафим Судьбинин покоится не там, однако его имя не должно затеряться в длинных списках. Срок ожидания, увы, истёк, и вмешаться нужно немедленно.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Пока верстался номер.

На запрос редакции пришел ответ из Парижа: «Благодарим вас за прекрасную статью, заинтересованность, внимание и неравнодушие к судьбе известного художника С.Н. Головастикова (Судьбинина). Мы направили запрос в комитет по делам архивов Нижегородской области Б.М. Пудалову о наличии биографических сведений и данных о родственниках С.Н. Судьбинина. В нашем ходатайстве мы сообщили руководству комитета об угрозе утраты погребения с истёкшим сроком владения концессией. К запросу приложена ваша статья. Обращаем ваше внимание, что в ведении Россотрудничества находится исключительно поддержание сохранности захоронений, включенных в правительственный перечень находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для России историко-мемориальное значение. На сегодняшний день в перечень входят русский сектор кладбища города СентЖеневьев-де-Буа и семейное захоронение художников-авангардистов Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. В юрисдикцию Россотрудничества не входят правовые и финансовые вопросы приобретения, владения и продления концессий. При этом полностью поддерживаем инициативу Н. Келеннек и группы соотечественников, обеспечивающих уход за погребением русского художника, и готовы оказывать необходимую помощь с учетом наших возможностей.

С уважением, А.Овчинникова.

Представительство Россотрудничества во Франции».

#газета #землянижегородская #судьбинин #скульптор #актёр #богородск #франция #париж #поиск #краевед