РУЛЕВОЙ «РЕЧНОГО ТАНКА»

К дате окончания Сталинградской битвы, которая завершилась 2 февраля 1943 года

Осенью 2017 года в СМИ появилась информация, что в акватории города Волгограда со дна Волги специалистами был поднят советский бронекатер БК-31 (БКА-31), затонувший в 1942-м в ходе Сталинградской битвы. Сведения о лежащем на грунте боевом корабле к профессиональным поисковикам просочились от дайверов-любителей, которые, ныряя на глубину 8 метров прямо напротив центра города, в размывшейся протоке обнаружили торчащую из песка башню с орудием, приняв находку за танк Т-34. Однако исследователи ещё в 2013 году, разбирая флотские архивы времён войны, наткнулись на документ, свидетельствующий о гибели в протоке Куропатка бронекатера, который предписывалось немедленно найти и обследовать аварийно-спасательному отряду, чего, видимо, ему так и не удалось. Танковую башню обнаружили на дне именно в том районе, а специалисты хорошо знают: бронекатера были вооружены башенными орудиями как раз от тридцатьчетвёрок, за что и получили прозвище «речные танки». Корабль четыре дня поднимали на поверхность на глазах у всего города, а уже на берегу начался поиск останков экипажа и вооружения, параллельно шла работа по установлению списка погибших моряков. Нас же, конечно, заинтересовало, были ли среди них горьковчане.

Корабль с особым статусом

К слову, от легендарной тридцатьчетвёрки кораблю досталось не только башенное орудие (для БК-31 его изготовили на горьковском заводе «Красное Сормово»), но и дизельный двигатель В-2, так что аналогии с танком даже более чем уместны. Подобные бронекатера начали разрабатываться в 1930-х для ведения патрульной службы в Средней Азии на судоходных приграничных реках, например, таких, как Амударья. Речь о редкой серии С-40, этих кораблей было спущено на воду всего семь, включая БК-31, который заложили в 1941 году на судоверфи в Зеленодольске. Когда Великая Отечественная война пришла в центральные районы страны, где главной водной артерией является Волга, встал вопрос о воссоздании Волжской военной флотилии, некогда успешно зарекомендовавшей себя в борьбе с белогвардейцами. Бронекатера стали основной силой соединения (36 единиц), так как, в отличие от вооруженных гражданских речных судов, изначально проектировались как боевые корабли. Одним из центров дислокации Волжской военной флотилии выбрали город Горький. В состав флотилии входило три бригады. Первая бригада, куда приписали бронекатер БК-31, как наиболее укомплектованная, с началом навигации 1942 года первой встала на защиту водных коммуникаций, по которым шла каспийская нефть из Астрахани, а также транспортировалась техника, производимая оборонными заводами и поставляемая союзниками. Попутно моряки вели подготовку к масштабным боевым действиям, уже назревавшим в районе Сталинграда. 17 июля 1942 года начались бои на дальних подступах к этому городу между Доном и Волгой. 24 июля Волжскую военную флотилию передали в оперативное подчинение командующего Сталинградским фронтом. 1-я бригада речных кораблей заняла огневые позиции на участке Красноармейск — Светлый Яр. Задачей соединения во время Сталинградской битвы стала артиллерийская поддержка сухопутных частей, защита фарватера и переправ, борьба с вражеской авиацией, переброска войск и грузов с одного берега на другой, а также высадка тактических десантов. Кстати, поднятый со дна катер БК-31, по мнению некоторых историков, имел принадлежность к спецподразделениям НКВД, активно занимаясь десантно-штурмовой и диверсионной деятельностью. Подтверждением служит большое количество стрелкового оружия (в том числе снайперская винтовка) и боеприпасов (среди них даже тротиловые шашки), обнаруженное на борту, а также полное отсутствие документов у членов экипажа (обычная практика войсковой разведки, работающей за линией фронта). Без удостоверений личности и номерных наград установить имена погибших было крайне сложно. Проблему создавало и то, что в ходе Сталинградской битвы корабль часто менял подразделения приписки и бортовые номера (что тоже может быть связано с особым секретным статусом).

Артиллерийская дуэль

При каких же обстоятельствах погиб «речной танк»? В сентябре 1942-го фашисты вышли к Волге, лишив советские части, оборонявшие Сталинград, связи с основными силами по суше. Таким образом, оперативная значимость Волжской военной флотилии резко возросла. Её силами быстро наладили бесперебойную переправу между двумя берегами. В те дни одной из основных функций БК-31 стала разведка береговой полосы с целью поиска наиболее безопасных мест для причаливания транспортных судов, впрочем, бронекатер тоже участвовал в переброске войск и грузов. По донесению от 4 октября 1942 года мы узнали о характере боевой работы, выполнявшейся кораблём: «В ночь с 4 на 5.10.42 г. БКА № 31 под огнём противника переправил с левого берега на правый, в район завода «Красный Октябрь», 118 бойцов и четыре тонны боеприпасов и продовольствия. На левый берег доставлено 28 раненых и 69 гражданского населения. Артиллерийским огнём БКА подавлена одна пушка и рассеяно до взвода автоматчиков противника». 9 октября 1942 года бронекатер действовал там же, у так называемой переправы № 2. Здесь на рассвете он попал под прицельный артиллерийский обстрел немецкой береговой батареи и, получив сильные повреждения, потерял ход, сел на мель и через какое-то время затонул, снесённый течением. Командир корабля лейтенант Павел Никитин руководил ответным огнём и пытался вывести свой «речной танк» из пристрелянного фашистами квадрата (на поднятом катере все рычаги машины стояли в положении «полный вперёд»), но погиб на боевом посту вместе с несколькими матросами. Уцелевшие попытались спастись вплавь и вброд… Немецкие снаряды повредили рубку, корму и угодили в машинное отделение. Катер дал сильный крен и стал набирать воду. Исследователи выявили, что прямое попадание фактически разломило корпус пополам. На помощь товарищам, невзирая на опасность, пришли экипажи БК-12 и БК-36, пытаясь отбуксировать повреждённый корабль к базе на острове Голодный, но тот уже сильно погрузился в воду, благодаря чему, впрочем, избежал пожара и взрыва боекомплекта. Оставив тщетные попытки спасти БК-31, стоившие жизней двух матросов, катера поддержки вышли из зоны огня. В секретном сообщении говорится, что 9 октября 1942 года наблюдательный пункт перешёл на БК-25, до этого, учитывая роковую дату, скорее всего, находившийся на подбитом корабле. Наблюдение за врагом велось не только с реки, нередко пост тайно высаживался на правом берегу Волги и по телефонной связи, протянутой через русло (метров пятьсот) к острову Голодный, корректировал огонь корабельной и армейской артиллерии по целям на улицах Сталинграда. Так что катер, выходит, был и впрямь непростой. Мы также нашли оперативную сводку Волжской военной флотилии за 10 октября 1942 года, там сказано следующее: «БКА-31 стоит на мели против переправы № 2, в Куропатке. В ночь с 10 на 11.10.1942 г. на БКА будут производиться работы по его съёмке с мели». Однако аварийно-спасательную операцию не удалось завершить даже спустя несколько дней, а через какое-то время корпус бронекатера полностью скрылся под водой. 12 ноября 1942 года БК-31 исключили из списков флотилии, как погибший. Узнать новые подробности последнего боя бронекатера удалось благодаря книге «В аду Сталинграда», написанной оберлейтенантом Вигантом Вюстером, чьи два трофейных советских орудия и открыли огонь по приблизившемуся к берегу кораблю. Вот как он описал в мемуарах эту артиллерийскую дуэль: «Две мои русские пушки у Волги заработали на свой счет хорошее очко. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34, чтобы быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз её обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В тот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула». Мистика судьбы такова, что попав в плен, обер-лейтенант Вюстер семь лет находился на принудительных работах в Зеленодольске — в городе, где был построен корабль, вступивший в огневое противоборство с его береговой батареей тогда осенью 1942-го.

Родина лоцманов и капитанов

Бронекатер — звучит, конечно, солидно, но на самом-то деле более-менее крепкую броневую защиту имела лишь рубка, палуба под топливным отделением и башенное орудие. В интересах сохранения скоростных качеств и уменьшения осадки корпус изготавливали из облегчённого металла, который пробивали даже осколки и пули крупного калибра. Носовая часть поднятого корабля оказалась основательно изрешечена, а из многочисленных дыр, будто шипы, торчали самодельные деревянные чопики, которыми моряки затыкали небольшие пробоины во избежание течей вдоль и ниже ватерлинии. На катере поисковики обнаружили останки одиннадцати членов экипажа БК-31, идентифицировать удалось семерых, тщательно изучив их личные вещи и записи сохранившегося бортового журнала. 28 августа 2018 года они были со всеми почестями похоронены в Россошинском военно-мемориальном комплексе, расположенном в 34 километрах от Волгограда. Имена моряков, которые исследователи сумели выяснить, высечены теперь на памятной доске. Среди них мы встретили командира отделения рулевых — краснофлотца Константина Павловича Колесова, 1905 года рождения, уроженца села Родищево Работкинского района (ныне Кстовского) Горьковской области. В акте захоронения сказано, что личность Константина Павловича установили по архивным документам на погибших членов экипажа БК-31. Ранее, ведя собственное расследование, в электронных базах данных Министерства обороны РФ нам уже попадалось имя этого матроса. Правда, там он числился в команде другого корабля — БК-36, одного из двух пришедших на выручку под огнём противника. Следуя логике, мы выдвинули версию, что краснофлотец Колесов погиб во время попытки отбуксировать подбитый бронекатер к своему берегу. К моменту прибытия подмоги на атакованном в упор БК-31 остались лишь тела погибших, ведь чудом уцелевшие моряки прыгнули за борт. Среди спасшихся оказался и рулевой катера — матрос Корней Канцедалов, которого позднее по решению военного трибунала вместе с двумя сослуживцами расстреляли перед строем «за проявленную трусость» (как сказано в документе). То есть, в рубке уже не было никого, кто встал бы у штурвала и помог с буксировкой. Пустующий боевой пост вполне мог занять поднявшийся на борт краснофлотец Колесов, где пал смертью храбрых и ушёл на дно вместе с кораблём. Так или иначе, ввиду больших потерь и тяжёлой оперативной обстановки моряки нередко экстренно переходили в другие экипажи, поэтому сейчас сложно что-то утверждать, впрочем, важно лишь одно — морякгорьковчанин погиб, борясь за живучесть БК-31, поднятого недавно из волжских глубин… Мобилизованный из запаса 1-й категории Константин Колесов на войне успел получить боевую награду — медаль «За оборону Сталинграда» за номером 41599. До призыва он, вероятно, являлся профессиональным речником, ведь Работки и соседние Кадницы издавна связаны с водным транспортом. Из уроженцев этих мест выходили лучшие на Волге лоцманы и капитаны, потому они и стали главным кадровым резервом воссозданной Волжской военной флотилии, да и других соединений ВМФ тоже. В тех же Кадницах фамилия Колесов, судя по архивам, была очень распространена среди волгарей, её, например, носил капитан теплохода «Красное Знамя» Аркадий Константинович Колесов, награждённый в 1943-м медалью «За отвагу» за то, что через многокилометровые минные поля доставил из Астрахани в Куйбышев 8500 тонн нефти. Странно, но в Книге памяти Кстовского района краснофлотец Колесов отмечен как рядовой, то есть не относящийся к военному флоту. Вероятно, родственники героя до сих пор ничего не знают о его ратном подвиге на родной Волге. В прошлом году бронекатер БК-31 частично отреставрировали и установили на волгоградской набережной в память о погибших речниках, возведя над ним защитный стеклянный купол, чтобы уберечь корпус корабля от коррозии, ведь пробоины и повреждения от снарядов решили оставить, как живое свидетельство страшной войны и символ подлинного мужества перед её разъярённым лицом.

Андрей ДМИТРИЕВ.

#газета #землянижегородская #сталинград #битва #волга #бронекатер