С АВТОГРАФОМ ЧАЙКОВСКОГО

Среди единиц хранения не только ноты

В музее Нижегородского музыкального училища имени М.А. Балакирева хранится уникальный документ — диплом Василия Юльевича Виллуана. К сожалению, история его появления в этих стенах неизвестна, но то, что документ остался в целости и находится здесь, — очень ценно.

— Диплом достаточно большого формата, — показывает хранитель музея Андрей Владимирович Куклев. — Московская консерватория была открыта в 1866 году, и Виллуан был одним из первых её студентов. Он окончил консерваторию в мае 1873 года. А диплом выдан 13 июля 1874 — на его изготовление ушло чуть больше года. В дипломе находим много интересных подробностей. Вопервых, то, что Василий Виллуан — французский подданный, выходец из семьи эмигрантов, его дед бежал в Россию от французской революции. Во-вторых, указано, что он лютеранского вероисповедания. Далее указано, какие успехи показал на творческих испытаниях. Можно обратить внимание на оценочную систему: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Сейчас по окончании любого учебного заведения присваивается квалификация, а тогда такого понятия не было, и все выпускники консерватории получали звание свободного художника. Приведем фрагмент документа. «Окончил… полный курс музыкального образования и на испытаниях оказал следующие успехи: в главном предмете — игре на скрипке — очень хорошие; во второстепенных (обязательных) предметах: теории музыки, игре на фортепиано — хорошие; эстетики и истории изящных искусств и научных предметах — отличные. Какие же научные предметы изучали в консерватории и для чего? В так называемые «научные» классы входили русский язык, литература, история всеобщей литературы, география, физика и математика, немецкий, французский языки, а также эстетика и мифология. Только те студенты, кто ходили в научные классы и сдали все экзамены, получали право на диплом свободного художника. Кто же подписал диплом? Прежде всего, это председатель ИРМО — Императорского русского музыкального общества. Традиционно председателем общества был кто-то из представителей императорской семьи. — А вот это подпись директора консерватории — Николая Григорьевича Рубинштейна, — мы рассматриваем подписи вместе с Андреем Владимировичем Куклевым. — Что интересно, он и его брат, Антон Рубинштейн, в детстве учились игре на фортепиано у дяди Василия Юльевича, Александра Виллуана. Он считался одним из лучших преподавателей-пианистов того времени. А вот и подписи членов совета консерватории: П.И. Чайковский — это был период, когда он жил и работал в Москве, И.В. Гржимали — скрипач, Н.А. Губерт — историк музыки, В.Ф. Фитценгхаген — преподаватель, Э.Л. Лангер — теоретик, А.Д. Александрова-Кочетова — солистка Большого театра. Чайковский! Стало интересно, есть ли в Нижнем Новгороде ещё документы с его автографом, или этот — единственный? — Сложно сказать, — говорит хранитель музея. — Дело в том, что Чайковский бывал в Нижнем Новгороде. Он приезжал в ту пору, когда здесь работал его брат Анатолий Ильич. Действительно, композитор несколько раз приезжал в Нижний. Впервые был проездом в 1887 году. «В первых числах мая Пётр Ильич приехал к своему брату, вице-губернатору А.И. Чайковскому, служившему при нижегородском губернаторе Н.М. Баранове. Объединённый хор нижегородских певчих дал в здании манежа кремля концерт из произведений гостя. Композитор встречался также со своим учеником по Московской консерватории В.Ю. Виллуаном, возглавлявшим с 1873 года местное отделение РМО», — свидетельствует книга Б.И. Рубцова «Улицы помнят их имена…». В музее можно увидеть печатные издания, приобретённые Виллуаном. — У нас достаточно большой набор нот из библиотеки Нижегородского отделения Русского музыкального общества, — рассказывает Андрей Владимирович Куклев. — Мы прекрасно знаем, что эти издания были приобретены именно Василием Юльевичем. Кроме того, есть отдельные партии для инструментов симфонического оркестра, написанные им самим. Скажем так, это его нотный автограф. К сожалению, полностью произведений нет, пока нам не удалось обнаружить их нигде.

Анастасия НЕКРАСОВА.

Фото из архива Нижегородского музыкального училища им. Балакирева.

УЧЕБУ ДЕТЕЙ ИЗ БЕДНОТЫ ОПЛАЧИВАЛ САМ

Родившись 28 октября 1850 года в небогатой, но образованной семье, Василий Юльевич Виллуан с детства привык много работать. Благодаря родителям, он получил прекрасное образование, владел пятью европейскими языками, играл на различных музыкальных инструментах. Став одним из первых студентов Московской консерватории, успешно ее окончил и получил диплом за № 12. В годы учебы испытал влияние своих великих педагогов — П. Чайковского, Н. Рубинштейна, Ф. Лауба, Г. Лароша и других. Известный пианист и общественный деятель Н. Рубинштейн в письме от 19 сентября 1873 года рекомендует В.Ю. Виллуана нижегородским любителям музыки «для устройства концертов в качестве капельмейстера, квартетов в качестве первого скрипача и элементарных классов в качестве преподавателя фортепиано, скрипки, теории и хорового пения». Таким образом, молодой музыкант взял ответственность наладить практически с нуля систематическую культурную жизнь города, а также создать творческое образовательное учреждение — Музыкальные классы. Дирекция Нижегородского отделения ИРМО решила «предложить г. Виллуану на первое время одну тысячу двести рублей годовых и сверх того десять процентов с чистого дохода от симфонических или иных музыкальных собраний Общества». Достаточно приличные финансовые условия даже приблизительно не соотносились с тем объемом работы, который приходилось выполнять Василию Юльевичу: он был преподавателем, автором учебных пособий, устроителем концертов, руководителем хозяйственной службы, секретарем, «добытчиком» финансового обеспечения для функционирования Музыкальных классов, симфонического оркестра, приглашения гастролеров. Это далеко не полный перечень того, что пришлось выполнять молодому директору. При этом Виллуан, по воспоминаниям современников, был жизнерадостным человеком и гуманным педагогом, чем и объясняется высочайшая результативность его работы. За первые двадцать пять лет работы Музыкальные классы под его руководством выпустили ряд профес сиональных музыкантов, которые продолжили обучение в Москве и Санкт-Петербурге, а также сотни образованных любителей музыки. Как писал «Нижегородский листок», нет города в Поволжье и музицирующего дома в Нижнем, в котором не было бы у него (Виллуана) ученика или ученицы. Известно, что в 1890-е годы Василий Виллуан стал привлекать к обучению детей из бедных семей, и часто бывало, что плату за них вносил из своего кошелька. Многим ребятам дал он возможность вырваться из нищеты. Некоторые из них стали известными музыкантами. В.Ю. Виллуану принадлежит свыше 70 музыкальных сочинений, среди которых три оперы, много романсов и симфонических сочинений. Он прекрасно рисовал, оставив несколько альбомов пейзажей, увиденных в путешествиях по разным странам Европы. С распространением фотографии, страстно увлекся этим новым видом искусства. Личность Василия Виллуана, столь интересная своей многогранностью, привлекала многих. Он был в дружеских отношениях с Л. Ауэром, А. Глазуновым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым, С. Танеевым и многими другими выдающимися музыкантами. 15 сентября 1922 года Виллуан умер, отдав Нижнему Новгороду почти полвека жизни.

#газета #землянижегородская #музыка #школа #реликвия #виллуан #диплом