ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ НЕ БОГИ, А МАСТЕРА

Они сохраняют традиции старинного промысла

От гончарной печи исходит жар, молодой мастер Егор Шибанов поднимает её тяжелую крышку и осторожно, чтобы не обжечь пальцы, достает глиняную игрушкусвистульку. Всё пространство печи до верха занято небольшими фигурками забавных котов, которые расположились между горшками и другой посудой. За две недели Егор сделал триста двадцать одну игрушку. На полке в мастерской очереди на отправку в печь дожидается следующая партия глиняных свистулек. Гончар делает столько фигурок не просто ради забавы, а с определенной целью. Егор мечтает создать новый бренд, традицию — богородскую глиняную игрушку, которая стала бы узнаваемой. Для того чтобы у фигурок появился особенный облик, характерные черты, их нужно сделать большое количество, поясняет автор.

Добрые игрушки

Егор Шибанов работает в Богородском центре гончарного искусства. Шесть лет назад пришёл сюда на мастер-класс по гончарному делу, и ремесло его увлекло. Живёт в Богородске, учился в Нижегородском художественном училище. На выставке в музее керамики, который действует вместе с центром, можно увидеть его глиняную посуду. Коллеги считают молодого мастера продуктивным и кропотливым. — Глиняные свистульки меня научила делать липецкий керамист Снежанна Ильина на международном фестивале гончаров в городе Скопино, — рассказывает Егор. — Мы просто сели на бордюр на улице, и она показала мне, как их мастерить, у меня сразу получилось. В этом году богородская свистулька, которую делает Егор, стала одним из финалистов всероссийского конкурса «Туристический сувенир». К чемпионату мира по футболу в 2018 году он сделал тысячи свистулек. Их на память покупали болельщики — так сувениры из Богородска разъехались в разные города и страны. — Игрушка должна быть, в первую очередь, доброй, ею будут играть дети, — говорит гончар. — Приезжая в любой город, мы видим однотипные, чаще всего пластиковые сувениры. Мне хочется, чтобы гости нашего региона могли увезти отсюда особенную вещицу, которая будет дарить положительные эмоции. Присмотревшись к симпатичным глиняным фигуркам, понимаешь, что, несмотря на похожесть, среди них нет ни одной одинаковой, у каждой свои черты.

Только два

В этом году центр гончарного искусства отмечает юбилей, ему исполнилось двадцать лет. Одним из тех, кто в 2000 году создавал центр, был Александр Чернышов. Александр Юрьевич — керамист, заведует отделом выставочной работы. — Подобных музеев в России всего два, — рассказывает Александр Юрьевич, проводя экскурсию по залам Богородского музея керамики. — Один находится в Скопине, где собрана обширная коллекция изделий гончарного искусства, а второй — у нас. По словам Александра Чернышова, изначально комплекс задумывался как место, которое объединит местных мастеров, продолжающих традиции богородского гончарного промысла. Каждый год двадцать лет подряд здесь проводится фестиваль, на который собираются мастера со всей страны. В 2004 году в центре появился музей, в котором представлены самые разные направления гончарного искусства. Работы мастеров, которые получают Гран-при фестиваля, приобретаются для пополнения коллекции. Некоторые изделия подарены известными керамистами. Экспозиция постоянно расширяется. Сейчас здесь находятся коллекция управления культуры Богородского района и частные собрания. Например, в музее можно увидеть редкую гжельскую майолику – она изготавливается из обожжённой глины с использованием расписной глазури. Обычно мы представляем изделия из Гжели в бело-синей гамме, у майолики же, которая хранится в музее, совсем другие цвета — зеленый, охристый, коричневый. На выставке можно увидеть тарелки, вазы и кувшины, изготовленные в разных техниках, есть даже духовой музыкальный инструмент, по форме похожий на раковину, который называется окарина — её сделал известный сибирский гончар Андрей Задерий.

По стопам отца

Александр Чернышов приехал в Богородск из Рязани. По образованию он — художник, занимался живописью, преподавал в художественной школе. На новом месте увлекся керамикой. Работает в технике масляного дымления, при которой глиняные изделия обрабатывают маслом и отправляют в печь, где они выдерживаются по шесть-восемь часов. При высокой температуре масло начинает гореть, дымиться, отсюда и название. Обжигают изделия до четырнадцати и даже двадцати одного раза — в этом случае они проводят в печи несколько суток. В результате на поверхности появляется интересный рисунок. Чем выше температура и дольше обжиг — тем темнее цвет. На вопросе о сложностях Александр Юрьевич не без иронии отвечает, что самое трудное — копать глину. В первые годы работы центра добывали её сами в Дивеевском районе. Пробивали шурф на глубину нескольких метров, снимали слой песка, находили глину и поднимали её в ведрах на ремнях. Дело непростое. Сейчас появился человек, который обеспечивает мастеров дивеевской глиной — она хорошего качества. В Богородском районе глина тоже есть, но работать с ней сложнее. Рядом с работами Александра Чернышова в музее изделия других богородских гончаров. — Вот работы Елены Ермаковой, которая в центре с момента его создания, — представляет автора Александр Юрьевич. — Это человек, который болеет за наше дело душой, следит за порядком в центре, без неё бы здесь ничего не было. В центре работает не только Александр Юрьевич, но и его супруга Татьяна Николаевна, которая ведёт детскую студию, и сын Григорий, который пошёл по стопам родителей. За работой юного гончара мы наблюдали в мастерской: вот он садится за круг, и тот начинает вращаться. Бесформенный поначалу кусок глины в его руках быстро приобретает очертания будущего сосуда. Григорию семнадцать лет, он студент Павловского техникума народных художественных промыслов, учится на изготовителя изделий из металла. И всё-таки глина, как материал для творчества, наверное, ему ближе. — Когда Гриша родился, практически сразу принесли его сюда: как раз шёл фестиваль гончарного искусства, — с улыбкой говорит Александр Юрьевич. — Так сын и вырос в стенах нашего центра, с детства умеет работать с глиной.

Находка у берега реки

В соседней мастерской изделия из глины расписывают. За работой застали художницу Анну Третьякову, которой помогала дочь Нина. Они расписывали листьями глиняные декоративные панели, которые будут использованы для оформления стендов на Кабацком озере — сейчас город ведёт благоустройство его берегов. Такое украшение выбрано не случайно: Богородск — один из старейших центров гончарного ремесла в России. Примерно с середины XIX века село Богородское, как тогда оно называлось, прославилось благодаря производству популярной и очень качественной посуды. Известно, что во время расцвета промысла в селе жили около двух сотен гончаров, которые изготавливали изделия на все случаи жизни: горшки всевозможных размеров, кашники, в которых варили кашу, крынки, полевки для доставки еды на полевые работы, рукомои, пасхальницы и многоемногое другое. Даже трубы для отопления делали гончары. Изготавливали посуду красивую, эстетичную и в то же время функциональную, как бы сейчас сказали, — рассказывает Александр Чернышов. — Вот возьмём кашник — у него обязательно сверху был ободок, который не давал убегать молоку. Не сделай его — каша испорчена. Большие горшки в печь не поставишь, но в них отлично хранится урожай. Ягоды в специальной глиняной посуде могут стоять несколько дней без холодильника и не испортятся. Вкус блюд, которые приготовлены в глиняной посуде, получается особенным. Производство глиняных изделий было массовым, недорогим, поэтому их использовали повсеместно. Например, в качестве возвратной тары: на базаре могли продавать молоко прямо в глиняных крынках. Были у гончаров свои секреты. Александр Чернышов переворачивает одну из крынок. — На донышке обязательно делали так называемый хваток — он служил не для красоты и не для того, чтобы вещь удобно стояла на столе, — объясняет мастер. — Нужен, чтобы гончару было удобно ставить изделие в печь и доставать его оттуда — посуды делали много, нужно было обеспечить быстроту и удобство в работе. В советские годы, когда было разделение труда, хваток перестали делать на донышке — о других работниках уже не заботились. Продавали богородскую керамику не только на Нижегородчине, знали её в других регионах, сплавляли по Оке и Волге до Астрахани. Пристань недалеко от села Хабарского служила отправной точкой, откуда керамика отправлялась в путь. До сих пор берег реки в этом месте усыпан её осколками. Как говорит Александр Юрьевич, достаточно прогуляться по местному пляжу, чтобы найти такой сувенир из прошлого. Однажды во время рыбалки он сам поймал неподалеку целиком сохранившийся крошечный кувшинчик всего несколько сантиметров высотой. Сейчас находку можно увидеть на выставке. Здесь же и другие старинные черепки и целая посуда, по которым можно судить, какими были изделия гончаров в прошлом. Современные мастера традиции не забывают, а значит, промысел продолжает развиваться.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Богородский район.

#газета #землянижегородская #богородск #гончары #горшки