ЛЕТЯЩИЕ НАД ВОЛНАМИ И ЛЬДАМИ
Творения нижегородского конструктора опередили время
Корабли, летящие над волнами, — так называют экранопланы. Главная роль в разработке этих «птиц» в нашей стране принадлежит нижегородскому конструктору Ростиславу Евгеньевичу Алексееву — основоположнику отечественного крылатого судостроения. Работа над созданием экранопланов, пожалуй, самая значимая страница в жизни человека, во многом опередившего свое время, и его конструкторского бюро по судам на подводных крыльях, которое находилось в городе Горьком на заводе «Красное Сормово».
Американцы прозвали его монстром
В историко-патриотическом центре Нижегородского государственного технического университета, который носит имя Ростислава Алексеева, хранится множество подлинных экспонатов, среди которых личные вещи и рисунки знаменитого конструктора, другие раритеты, связанные с его биографией. Есть в центре и модель «каспийского монстра» — так на Западе расшифровали название алексеевского экраноплана КМ, который до сих пор считается одним из самых крупных и тяжелых летательных аппаратов в мире. Эту модель сделали американцы в разгар холодной войны. Вероятно, ее мог держать в руках тогдашний президент США. Это кажется невероятным, но однажды, спустя несколько десятилетий, она пересекла океан и в итоге оказалась на выставке в музее нижегородского вуза. Вместе с руководителем историко-патриотического центра НГТУ Татьяной Полянской проходим по комнате, посвященной Ростиславу Алексееву: на стенах стенды, рассказывающие об этапах его жизни и достижениях, на витринах — множество документов и предметов. Экспозиция, посвященная выдающемуся конструктору, обширная, на каком экспонате ни задержи взгляд — всё это вещи редкие и интересные. Большинство из них передала в дар музею дочь Ростислава Евгеньевича Татьяна Алексеева, которая бережно хранит память об отце. И вот в углу у окна прозрачный ящик, в нем небольшая серая модель. Она изображает экраноплан КМ — что означает «корабль-макет», а вовсе не «каспийский монстр», как придумали американцы. История того, как эта вещь попала в музей, действительно любопытная, об этом расскажем дальше. А пока разберемся, что же такое экраноплан.
Аналогов не было
Считается, что впервые идею создания экранопланов Ростислав Алексеев выдвинул еще в конце 1940-х годов — в то время он работал над судами на подводных крыльях. И, понятно, что эта мысль не была случайным прозрением изобретателя, а скорее, результатом его более ранних расчетов и исследований. В Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК), которое возглавлял Ростислав Алексеев, разработка экранопланов началась в конце 1950-х годов, когда ЦКБ уже была создана первая серия судов на подводных крыльях. Как пишет в своей книге об Алексееве, которая хранится в музее, Павел Качур, «конструктор понял, что суда на подводных крыльях, как и аппараты на статической воздушной подушке, имеют предел скорости из-за физических барьеров, и только отрыв аппарата от воды за счет динамической воздушной подушки может значительно увеличить его скорость». Ростислав Евгеньевич, который грезил запредельными скоростями, понял, что нашел новую нишу в судостроении, недаром на одном из эскизов экраноплана в 1947 году он оставил такую запись: «Схема экраноплана с естественной устойчивостью. Эта тема будущего. Решено посвятить себя созданию еще одного нового вида транспорта!» Стоит сказать, что идея летающих судов тогда была не новой, она витала в технических умах в первой половине прошлого столетия. О так называемом «эффекте экрана» стало известно еще на рубеже XIX-XX веков, в разных странах мира пытались сделать пробные модели транспортных средств, в основе которых лежал этот эффект. Однако исследователи сходятся во мнении, что у судов Алексеева не было аналогов. Деятельность конструкторского бюро велась в строжайшей секретности, а разработки наших инженеров, во главе которых стоял Ростислав Алексеев, опередили зарубежные на десятилетия. За это конструктор, доктор технических наук был награжден орденами и медалями, ему присудили Ленинскую и Государственные премии. Если посмотреть на определение что же такое экраноплан, мы узнаем, что это «аппарат, использующий для движения скоростной напор набегающего потока воздуха для создания подъемной силы за счет образования динамической воздушной подушки между ним и опорной поверхностью». То есть, проще говоря, корабль может лететь над поверхностью земли, воды, льда, не касаясь ее, а как бы опираясь на движущиеся воздушные потоки. — Однажды Ростислав Евгеньевич сидел на берегу вместе с преподавателем вуза Владимиром Химичем, который до сих пор работает в университете и является участником истории с обретением американской модели, — рассказывает Татьяна Юрьевна. — Они наблюдали за утками, как те отталкиваются от воды, летят низко над ее поверхностью. И, как вспоминает Владимир Леонидович, Алексеев тогда сказал: вот бы сделать расчет для такого полета. Ростислав Евгеньевич всегда думал о своих разработках, экспериментировал, не боялся применять новые подходы, никогда не сидел на месте, был человеком увлеченным.
Эксперты ошиблись
Рассмотрим повнимательней модель, которая хранится под стеклом в музее. Она кажется изящной игрушкой и напоминает, скорее, самолет или какую-то необычную ракету, чем корабль. Среди экранопланов, сконструированных Ростиславом Алексеевым, «корабль-макет» выделялся своими колоссальными размерами. Длина его корпуса составляла более 92 метров, размах крыльев — почти 38 метров. Максимальный вес во время одного из полетов достиг 550 тонн — этот рекорд для экранопланов до сих пор не побит. И такую махину конструктор действительно заставил летать на предельных скоростях, она разгонялась до 400-500 километров в час. Ростислав Алексеев сам был первым пилотом КМ, который спустили на воду в 1966 году. Испытания экраноплана, который создавался для военно-морского флота, проходили на Каспийском море. Сохранились кадры кинохроник, как КМ мчится над поверхностью воды и суши. Фюзеляж с хвостовым оперением, как у самолета, прямоугольные крылья, впереди стартовые турбореактивные двигатели, сзади, на стабилизаторе, еще два мощных двигателя… Не секрет, что за техническими достижениями СССР пристально следили и охотились во всем мире, особенно если они касались военной сферы. Не исключением были экранопланы, которые в то время считались очень перспективными, к ним проявляли большой интерес американцы. Наблюдали и за испытаниями экраноплана КМ, который в то время казался чем-то невероятным. — Американцам удалось сделать снимки экраноплана со спутника-шпиона, — рассказывает Татьяна Полянская. — По этим снимкам была сконструирована эта модель, которая сейчас хранится у нас в музее — именно таким увидели американцы КМ, когда прозвали его «каспийским монстром». Когда эту модель представили президенту США, он вызвал тридцать экспертов и спросил их: может ли такой корабль летать? Двадцать восемь из тридцати ответили отрицательно. Но они ошибались. Этот экраноплан просуществовал до 1980 года, через несколько месяцев после смерти своего создателя, из-за ошибки пилота случилась авария, и он затонул. Пришло время рассказать, как макет КМ попал в Нижний Новгород. В начале 1990-х годов директора ЦКБ по СПК Бориса Чубикова и главного конструктора Дмитрия Синицына пригласили на выставку в Конгресс США, где они выступали с сорокаминутным докладом. Там, на выставке, посвященной экранопланам, им показали эту модель, сделанную в 1960-е годы. Тогда модель им не отдали. Но в 1993 году американцы сами приехали в Нижний Новгород, привезли с собой модель экраноплана и подарили во время визита в ЦКБ, а оттуда её передали профессору Владимиру Химичу. Долгие годы модель простояла на кафедре в вузе, пока Владимир Леонидович не передал ее на выставку в историко-патриотический центр. Такова история одного музейного экспоната. Считается, что портрет Ростислава Алексеева можно увидеть в галерее библиотеки Конгресса США среди портретов тех, кто внёс наибольший вклад в развитие человечества в XX веке. Как рассказала руководитель музея технического вуза, возможно, это не более чем миф — точных подтверждений этому нет. Однако на выставке, посвященной экранопланам, где побывали нижегородцы в начале 1990-х годов, портрет Алексеева наверняка был. Так что не исключено, что и в галерее Конгресса США он есть. Ростислав Алексеев перевернул представление человечества о скорости и создал отечественную школу судостроения, признанную во всем мире. Экранопланы — это лишь одно из направлений, которым он занимался. О его юности, о том, как он стал выдающимся конструктором, и, конечно, об уникальных музейных экспонатах, которые могут поведать об этом, расскажем в одном из ближайших номеров газеты.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора и из архива историко-патриотического центра НГТУ.
#газета #землянижегородская #нгту #конструктор #корабли #память #реликвия