АДРЕС РЕДАКЦИИ — ФРОНТ

Военным корреспондентам-горьковчанам посвящается

(Продолжение. Начало в № 36). Продолжая рассказ о журналистах, участвовавших в Великой Отечественной войне, хотелось бы вернуться к репортажу Алексея Распевина, напечатанному в газете «Горьковская коммуна» в 1943-м — там осталось несколько имён, о которых тоже стоит сказать отдельно.

Чернила в стаканчике от мины

Первым из них назовём журналиста газеты «Ленинская смена» Василия Моторина, погибшего 27 августа 1942 года. Василий Михайлович ушёл на фронт в августе 1941-го. Службу проходил в штабе 3-й гвардейской стрелковой дивизии в должности младшего политрука. Ленсменовец погиб во время Синявской операции, целью которой был прорыв блокады Ленинграда в направлении Синявино и Мги. Вот там в Мгинском районе в первый день наступления подразделений Волховского фронта и пал смертью храбрых Василий Моторин. Произошло это у рабочего посёлка № 7, где около моста через ручей яростно сопротивлялись оказавшиеся в окружении немецкие части. В память о политруке остались строчки его заметок в фронтовой газете, процитированные в «Горьковской коммуне» Алексеем Распевиным: «В течение четырех с половиной месяцев я ни одного часа не был в обычном жилом помещении. Жил в снежных домиках, веточных шалашах, в лучшем случае — в землянках. Там же я писал свои заметки и корреспонденции. Вот в каких условиях писались они: в стаканчике от головки мины связной разводил чернила и укреплял эту «чернильницу» в земле. Лежа на земле или поджав под себя ноги, на полевой сумке мы писали — кто письмо, кто заметки и корреспонденции. Ты пишешь и слышишь, как над головой рвутся снаряды, разрываются мины, визжат пули. Трудно в этих условиях сосредоточиться, трудно писать. Но как журналист, как газетчик не можешь не делать этого. Любовь к газете заставляет забывать об обстановке». Алексей Распевин отметил ратный труд и другого коллегиземляка — Константина Поздняева, поэта и журналиста, выпускника Горьковского пединститута. Константин Иванович до войны заведовал отделами в газетах «Ленинская смена» и «Клич пионера». Уроженец села Яковлевское Нерехтинского уезда Костромской губернии вместе с родителями, почтово-типографскими служащими, перебрался в Нижний Новгород в совсем раннем возрасте. Ещё в детстве он обнаружил в себе творческие способности и всячески пытался их проявить. Эти попытки, в конце концов, привели его к сотрудничеству с областной прессой. Литературовед и публицист Вячеслав Огрызко в своём материале о Поздняеве, опубликованном в 2014-м в «Литературной России», приводит слова самого Константина Ивановича о том периоде: «С «Нижегородской коммуной» (так тогда называлась «Нижегородская правда») я начал сотрудничать в 1927 году. Подражая своему другу фабзавучнику Павлу Кормухову, я стал посылать в «Нижегородскую коммуну» маленькие заметки для раздела «В несколько строк». Некоторые из них были напечатаны под разными псевдонимами. Но в личном архиве хранятся четыре номера «Нижегородской коммуны» за 1928 год. Даты их выхода в свет: 1 января, 5 августа, 12 августа и 14 октября. В каждом номере — литературная страница. Авторы прозаических произведений — Михаил Шестериков, Фёдор Жиженков, Фёдор Фоломин, Константин Поздняев, Константин Мартовский, Николай Кузнецов-Ветлужский». В том же 1928 году вышел сборник молодых нижегородских поэтов «Начало», где было опубликовано стихотворение Поздняева «Кожаная финка», отмеченное в рецензии другим нашим известным стихотворцем Борисом Корниловым. На филфаке Горьковского пединститута Константин Поздняев учился у Бориса Рюрикова, о котором мы уже рассказывали. Борис Сергеевич отслеживал молодые таланты и старался собрать их вокруг себя. Институт Поздняев окончил в 1940 году. 21 июня 1941-го он вернулся в отпуск из Тувы, куда по распределению уехал работать школьным учителем. На следующий день началась война… Боевое крещение Константин Иванович принял в полях под Москвой, затем воевал в Крыму и на Кавказе. Служил в газете 47-й армии «Фронтовик» и в газете 38-й стрелковой дивизии «Красное Знамя». Продолжил службу и после войны — возглавил отдел культуры и быта газеты Московского военного округа «Красный воин», ответственным секретарём, а позже заместителем главного редактора журнала «Советский воин». Ушёл в запас в 1960 году в звании полковника. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также медалью «За боевые заслуги». После демобилизации исполнял обязанности главного редактора газеты «Литература и жизнь».

Оранжевая папка

Следующий наш герой — екатеринбуржец Геннадий Вершинин обосновался в Нижнем Новгороде в 1930 году. Здесь он работал в газетах «Ленинская смена», «Клич пионера» и «Горьковский рабочий». На вой не с июля 1941-го. Свой фронтовой путь начал с должности редактора дивизионной газеты, потом был назначен начальником отдела информации газеты 31-й армии «На врага», а с апреля 1942 года стал старшим инструктором по информации полит отдела той же армии. Вот что писал в заметке военкор Вершинин в конце 1941-го, когда кровопролитная и судьбоносная битва за Москву уже достигла своей кульминации: «С юго-западной стороны Калинина буквально на плечах противника ворвались бойцы 922-го стрелкового полка. На подступах к городу полк участвовал в 15 атаках. Днем и ночью бойцы приближались к окраинам города. Красноармеец Филатов, заменивший командира роты, в рукопашной схватке решителен и беспощаден. Так действуют бойцы Колмогоров и Орлов, секретарь партбюро полка, политрук Килымник. Вместе с бойцами наступают и командир полка майор Антон Иосифович Грицкевич, а также комиссар Трофим Павлович Рудаков. Бойцы прочесывают каждую улицу, каждый переулок. Поселок очищен. Освобожден и город. На площади в южной части города комиссар водрузил Красное знамя. Жители вышли на улицу встречать освободителей. Спрашивают: «Как же Москва?», «Что с Москвой?», «Москва-то наша или уже у немцев?». Именно эти вопросы больше всего волновали тверичан, истосковавшихся по свободе, потому что с Москвой они связали и судьбу всей нашей Родины. А бойцы на ходу им отвечали: — Наша, наша Москва. Теперь живите спокойно». Геннадий Вершинин был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, а также медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В наградном листе командование о нём отзывалось так: «Товарищ Вершинин хорошо организовал дело политической информации и тем самым способствовал устранению недостатков в частях и соединениях армии. Выезжая в части и соединения, товарищ Вершинин оказывает помощь инструкторам политотделов по информации в их работе. В период подготовки к боям за город Орша и в процессе самого боя товарищ Вершинин проделал большую работу по предупреждению и устранению недостатков в постановке партполитработы по обеспечению боевой задачи». После войны Геннадий Григорьевич работал в аппарате Горьковского обкома КПСС, где заведовал сектором печати, а также был на руководящих должностях в отделе пропаганды и агитации. Позже трудился в Горьковском областном управлении культуры, а потом судьба вернула Вершинина на родную журналистскую стезю — он пришёл в отдел писем газеты «Горьковская правда», правопреемницы «Нижегородской коммуны». Вновь став газетчиком, Вершинин с головой окунулся в поисковую работу — начал собирать информацию о горьковских журналистах, воевавших на фронтах Великой Отечественной. Со временем накопленные им материалы сформировали целый архив, который по задумке энтузиаста должен был лечь в основу книги. Увы, проект так и не успел воплотиться в жизнь, в 1972 году Геннадий Григорьевич ушёл из жизни. Впрочем, его поиски не пропали даром, благодаря найденным сведениям в здании Нижполиграфа, где ранее располагалась редакция «Горьковской правды», а позже «Нижегородской правды», появилась мемориальная доска в память о павших газетчиках-фронтовиках. На ней увековечено 13 фамилий, однако на сегодняшний день список, как говорилось в самом начале, составляет уже 63 человека, ведь дело Геннадия Вершинина живо. Должно быть, и эти цифры не исчерпывающие. Возможно, недостающие имена где-то ещё хранит та оранжевая папочка, в которую Геннадий Григорьевич собирал многочисленные ответы на запросы, фронтовые письма, фотографии, служебные характеристики и вырезки из газет военного времени. Надеемся, что однажды эта информация попадёт в руки последователей, а пока попытаемся продолжить собственный поиск, используя возможности электронных баз данных и других доступных источников.

К истории одной фронтовой песни

В «Горьковской коммуне» 1943-го увидели мы и имя Ильи Мокрецова, который до войны работал собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Горьковской области. Попав на фронт в июле 1942 года Илья Алексеевич был зачислен корреспондентом в газету 4-й гвардейской армии «Красное Знамя». Здесь же, напомним, служил и его коллегагорьковчанин поэт Михаил Шестериков, который, между прочим, по окончании войны в качестве военного журналиста присутствовал на Нюрнбергском процессе. Илья Мокрецов прошёл путь от старшего лейтенанта до полковника. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Накануне Победы он писал: «Прожили мы в Вене неделю… Когда выпадал часок-другой посвободнее, ходили по улицам и площадям, присматривались к народу, побывали в безлюдном парламенте, у руин Венской оперы на Имперском мосту. У подъезда одного дома однажды мы увидели группу бойцов. В центре сидел баянист и подбирал какую-то мелодию. Перед его глазами товарищ держал газету, в которую заглядывали и остальные. Это был свежий номер «Красного Знамени». Чем же наша газета их заинтересовала? Я заглянул и сразу же вспомнил одно событие в жизни нашей редакции. В ту пору в 4-й гвардейской армии находились писатели П. Павленко и С. Михалков. На встречу с ними в политотдел ездили редактор Еремей Семёнович Меликадзе и секретарь Илья Владимирович Аргинский. Они и сообщили, что Сергей Михалков написал в Вене песню «Сторонка родная». Армейская газета поместила песню в номере за 20 апреля 1945 года. Её и старались теперь разучить солдаты». Эти строки мы обнаружили в книге «Песенная летопись Великой Отечественной войны», которую написал Анатолий Железный. А ведь считалось, что известная песня появилась уже в послевоенное время. Вернувшись к мирной жизни, Илья Алексеевич 20 лет проработал в ТАСС, в том числе заведовал отделением в Стокгольме. Активно издавал книги воспоминаний о войне и об её героях. Большое внимание уделял краеведению, например, истории жизни и творчества крестьянского поэта-самоучки Матвея Ожегова, родившегося в 1860 году в деревне Михино Вятской губернии, ныне Немского района Кировской области, откуда родом и сам Илья Мокрецов. На личные средства Илья Алексеевич установил бюст земляка-самородка возле Немской центральной районной библиотеки, носящей имя Ожегова. В ближайших выпусках мы продолжим рассказ о горьковских журналистах-фронтовиках, а пока возвращаемся к поискам информации для подготовки следующего материала.

Вячеслав ФЁДОРОВ.

Андрей ДМИТРИЕВ.

(Продолжение следует).

#газета #землянижегородская #журналисты #война #корреспонденты