ГОН ЗЕЛЁНЫХ СТРЕЛ

И другие идеи для ведения бизнеса

Бизнес нынче переживает не лучшие времена. Чтобы оправиться от режима ограничений в связи с коронавирусом, многим компаниям потребуются месяцы, некоторым будет очень сложно встать с колен. Реанимировать часть предприятий поможет поддержка, оказываемая государством, и стратегия, придуманная предпринимателями. Не зря же их так называют — от слова «предпринимать». Вот они и должны решить: что бы такое предпринять, чтобы выйти из кризиса.

Сошли с вершины

Некоторые идут по лёгкому пути и выставляют готовый бизнес на продажу. Согласно одному из интернет-исследований, такого рода сделки в последнее время стали заключаться чаще. Ещё недавно наибольшим спросом пользовались предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания. Сейчас покупатели стали проявлять интерес к покупке интернет-магазинов и к бизнесу из категории «нестандартный». Магазины, кафе, рестораны, парикмахерские, салоны красоты уступили вершину рейтинга. Торговля переместилась в интернет, а бал правит тот самый нестандартный бизнес. В гору пошли и акции сельхозкомпаний. А они и без того пользовались спросом. Например, год назад налаженное сельхозпроизводство покупали за 11 миллионов рублей, а промышленные предприятия с тем же оборотом — в среднем по 7 миллионов, кафе и закусочные — по 2,5 миллиона. Как показывает анализ, во втором квартале текущего года фермы выставляют на продажу чаще. По сравнению с аналогичным периодом 2019-го показатель увеличился на 23 процента. Выросло и число желающих приобрести готовый агробизнес. Их стало больше на 15 процентов. В некоторых регионах спрос на сельхозкомпании подскочил вдвое, а то и втрое. Если же говорить в целом о покупке готового бизнеса, то интерес к нему к началу второго полугодия 2020-го упал на 32 процента. Зато цена взлетела. В настоящее время раскрученную компанию продают в среднем за 14 миллионов рублей. Эксперты считают: явление временное. Просто таким образом предприниматели, выставившие предприятие на продажу, пытаются компенсировать убытки, полученные из-за эпидемии коронавируса. Но потенциальные покупатели тоже не лыком шиты. Некоторые стараются сбить цену, другие выжидают, когда стоимость упадёт под давлением естественных причин.

Кушать хочется

По мнению аналитиков, всплеск интереса к агробизнесу вполне объясним. Война войной — читай эпидемия эпидемией, а кушать хочется всем. Если обратиться к статистическим выкладкам, производство продуктов питания, несмотря на коронавирус, в целом по стране растёт. Аналогичная ситуация и в нашей области. Больше производят мясных полуфабрикатов и колбасы, сыра и молочных продуктов, овощных консервов, майонеза, кондитерских изделий и т. д. В данном списке не только продукты первой необходимости. Значит, правы эксперты, на питании россияне будут экономить в последнюю очередь. О том, что кризис обошёл сельхозотрасль стороной или задел только по касательной, говорит и такой факт: сельхозпроизводство пережило эпидемию без сокращений. Все сотрудники предприятий остались на местах. Многие компании принимали на работу новых работников, предлагая при этом приличную зарплату. Некоторые решили организовать дело с нуля и подались в фермеры. Знания можно почерпнуть в интернете и проконсультироваться с коллегами. Опыт придёт со временем. А с первоначальным капиталом поможет государство — есть шанс стать участником программы поддержки, в рамках которой выдают грант.

Хутор+хутор=парк

Реальный шанс приобрести готовый сельхозбизнес имеется. Цена зависит от предложения. Например, в Ставропольском крае продают фермерское хозяйство. В активе: пять тракторов, два комбайна, четыре склада, бульдозер, косилки-сеялки, животноводческие помещения, 700 га пахотной земли, ещё 500 га под пастбищами. Время подумать есть. Собственник готов расстаться с хозяйством только после жатвы. Да и денег нужно подкопить. Просят за КФХ 40 миллионов рублей. Дороговато? Тогда добро пожаловать в Подмосковье. Там за 3,7 миллиона рублей продают мини-предприятие по выгонке зелёного лука. Предложение включает в себя жилой дом, производственный ангар и 30 соток земли. Из расчётов, приведённых в том же объявлении, следует, что в месяц можно получать 6-8 тонн лука. Оптовая цена килограмма составляет 110-120 рублей. С конца декабря по начало марта — все 200. Но даже если брать в расчёт нижнюю границу стоимости, за месяц можно реализовать продукции на 660- 880 тысяч рублей. Вычтем производственные затраты на покупку посадочного материала, средств питания защиты растений, оплату энергоресурсов — и получим чистую прибыль. Составляет она, согласно представленным выкладкам, 300-400 тысяч рублей. Получается, что вложения окупятся за год. Не желаете заниматься луком, не страшно. Прямо под боком — в Сосновском районе нашей области — продают земельный участок, предназначенный для организации на нём агропарка. Идея такая: имеющуюся площадь разбить на отдельные участки, на каждом — свой хутор, то есть дом с хозяйством, где производят продукты под зелёным брендом. Где-то растят румяные яблочки, у соседей добывают мёд трудяги-пчёлы, рядом семья ходит по грибы-ягоды, варит варенье и закатывает разносолы. Тут же, по задумке авторов бизнес-идеи, можно организовать лыжную базу — холмистая местность к тому располагает. Тем более, в перспективе — газ и асфальтовая дорога. Стоимость в объявлении не указана, придётся прицениться самостоятельно. В общем, варианты есть. Дело за желанием стать фермером. Если таковое в наличии, самое время действовать. Ну а если что-то пойдёт не так, всегда можно продать бизнес. Благо, спрос имеется весьма неплохой.

Юлия БОРИСОВА.

#газета #землянижегородская #агробизнес #фермеры #экономика #предпринимательство #хутор #агропарк