ПО ПЯТЁРКИ — В ГОРКИ

Или всё-таки получится добывать отметки за родной партой?

В семье Калиевых две ученицы. Ириша в этом году пойдёт в четвёртый класс, её сестра Лида — в первый. Девочки готовятся к школе, младшая ходит заниматься к логопеду, а с ней и старшая, за компанию. Скоро поедут с мамой выбирать тетради, ручки, карандаши… А вот форму пока покупать не будут. Нет определённости ни с фасоном, ни с цветом классного платья. Ира и Лида пока точно не знают, в какую школу пойдут. Скорее всего, в ту, что находится в Горках. Но есть надежда, хоть и весьма небольшая, что учебный год проведут в родной, Стеклозаводской. И тогда девочки точно поверят в сказку.

Ирония судьбы

Школа в посёлке Красный Луч Варнавинского района появилась в 1892 году. Организовал её помещик Базилевский. Учились в ней дети рабочих и конторщиков, что трудились на местном Стеклозаводе. Основал предприятие, кстати, тот же помещик годом ранее. Школа была начальная. Науки ребятишкам преподавала учительница, возили которую каждый день на лошади из Горок. По иронии судьбы, педагогу Стеклозаводской школы теперь предстоит ездить в Горки на работу. Собственно из-за этого образовательное учреждение в Красном Луче собираются закрыть. Честно говоря, когда в редакцию позвонила Наталья Калиева, мама Лиды и Иры, и сообщила о том, что в Красном Луче закрывают школу, мы подумали, что решение принято из-за того, что там мало учеников. Их, действительно, немного — пять. Но нельзя было предположить, что виной всему кадровый вопрос. — И ведь что обидно, — делится Наталья Александровна. — Только проголосовали за изменения в Конституцию, за социальные гарантии, за то, что развитие детей у государства в приоритете, а спустя неделю получили предписание о том, что нашу школу закроют. Такого развития событий никто не ожидал. В образовательное учреждение привезли дрова на всю зиму. А это верный признак того, что учебному году быть. К тому же школа получила три планшета. Вот ещё одно доказательство того, образовательное учреждение закрывать не собирались. И тут как снег на голову известие: 1 сентября местным ребятишкам встречать в Горках.

Не зря мама говорила

В 2012 году Стеклозаводская школа потеряла самостоятельность. Восемь лет назад она стала филиалом Горкинской. Два учреждения объединили, понизив статус образования в первом с основного до начального. Обучать детей грамоте, письму, математике осталась Елена Буянова. Прежде она преподавала в Стеклозаводской школе английский язык, с 2012-го специализацию поменяла. — Когда поступала в Дзержинский педагогический техникум, сразу решила, что хочу быть учителем начальных класов, — вспоминает она. — Но дополнительную специальность сначала хотела получить по музыке. Когда спросили, умею ли играть на каком-либо инструменте, только развела руками. Где мне, деревенской девчонке, было учиться? Предложили идти на английский язык. Сомневалась, сдам ли экзамен. Сдала. Не зря мама говорила: учи иностранный… В дипломе Елены Александровны так и записано: учитель начальных классов с правом преподавания английского языка. Когда вернулась в родную Стеклозаводскую школу уже в качестве педагога, преподавала именно иностранный. 17 лет обучала детей английскому, пока не случилась реорганизация. — Тяжело мне тогда пришлось, — говорит она. — Мало того, что, по сути, всё начинала сначала, так ещё и преподавала одновременно в трёх классах. Это значит, что нужно подготовить три плана урока, продумать, какое задание дать остальным, пока одним объясняю новую тему. Дело непростое. То, что в классах по одному человеку, а во всей школе три, задачи не упрощало. Первый год педагог и ребята изучали друг друга, притирались. Елена Александровна быстро стала для своих учеников классной мамой. Она утирает им носы, подбирает сменную обувь, помогает одеваться. — Даже не представляю, как они будут каждый день ездить на автобусе за 14 километров в Горки, — говорит она. — Кто будет приглядывать за ребятами, кто им поможет. Я же, когда уроки закончатся, звоню родителям: из школы дети ушли, встречайте. А теперь ребятишкам, получается, придётся ждать, когда старшие освободятся? У меня сын в Горках учится в пятом классе. Провожаю его, а у самой сердце не на месте. Тут как-то вернулся из школы портфель забыл. Как домашнее задание выполнять?

По стиральной доске

Надежда Рекаева тоже когда-то окончила Стеклозаводскую школу и работала здесь учителем русского языка и литературы. В 2012-м перешла в Горки. — Место работы менять не хотелось, — рассказывает. — Но двое маленьких детей, их нужно растить — очень была нужна работа. Так что все неудобства отошли на второй план. Хотя потерпеть пришлось. Не всегда на школьном автобусе получалось добираться до работы и обратно. Иногда приходилось дожидаться рейсового. Зима, метель, лес рядом, в нём волки… Страшно. А куда деваться? Надежда Владимировна теперь является заместителем директора по учебной деятельности. В наступающем году в этой самой деятельности образовалась внушительная брешь, которую необходимо срочно закрыть. Учитель английского языка решила сменить место работы. Надо сказать, из Горкинской школы педагог намеревалась уйти давно, но директор Оксана Крайнова уговаривала остаться. Так продолжалось несколько лет. Этот год стал решающим, что и отразилось на судьбе Стеклозаводской школы. — Угроза её закрытия висела давно, — говорит Надежда Владимировна. — В 2018 году пожарные выдали предписание из-за отсутствия гидранта. Оборудовали. В 2019-м уже от полицейских поступили претензии: в школе нет системы видеонаблюдения. Директор нашла средства, всё исправили, и учебный год прошёл в штатном режиме. И вот новая проблема. Елену Буянову, поскольку она имеет право преподавать английский язык, переводят в Горки. А школу в Красном Луче, из-за отсутствия педагога, закрывают. Родители возмутились. Аргументы их звучат примерно так: дети маленькие, за ними глаз да глаз нужен. Наладить сообщение с учителем будет непросто — в Красном Луче мобильная связь далека от совершенства. Да и на родительские собрания в Горки вряд ли местные мамы и папы смогут выбраться: как доехатьто? Плюс автобус, на котором ребятишек доставляют на уроки, он не первой свежести. И дорога в шесть километров, что ведёт от основной трассы к Красному Лучу, выглядит так, будто её не единожды бомбили. Кажется, будто по стиральной доске едешь. Из всего перечисленного списка есть надежда только на то, что к новому учебному году поступит автобус.

Ставка с бонусом

Школа в Красном Луче расположена в двух зданиях. Оба деревянные, построены несколько десятилетий назад. Одно, в нём когда-то располагались классы с пятого по девятый, восемь лет на замке. Здание не отапливается, электричество отключено. Во втором строении начальная школа. Условия, конечно, не очень — коридор, он же спортивный зал, он же актовый. Здание как следует не ремонтировалось довольно давно. Но здесь чисто, стены, потолки покрашены, линолеум новый. В классе компьютерная техника. Её Елена Александровна использует на уроках. Даст задание, ребятишки его выполняют на планшете. В Горках условия лучше. Кирпичное здание, одна половина которого — памятник истории, бывшая усадьба тех самых Базилевских. Вторую — пристроили относительно недавно. Здесь сохранилась парадная липовая аллея, дубы, которым больше 100 лет. Это память, которую оставил о себе помещик. По сравнению со Стеклозаводским, Горкинское образовательное учреждение выглядит куда современнее. Наверное, со временем и дети, и родители привыкли бы к новым условиям. Но есть одно «но». Школа в Красном Луче несёт важную социальную функцию. И дело не только в образовании. В учреждение проведён высокоскоростной интернет. Это единственное окно в мир из Красного Луча, где поддерживается бесперебойная связь. — У меня сын учится в техникуме, — рассказывает Алевтина Ершова. — Из-за эпидемии коронавируса занятия вели в дистанционном режиме. Если бы не школа, не знаю, как бы мы выкручивались. Он и экзамен здесь сдавал. Алевтина Ершова трудится в образовательном учреждении на полставки поваром, на полставки техничкой. Закроют школу — останется без работы. Такая же судьба постигнет ещё двух человек. Кроме того, некоторым образовательное учреждение приносило сезонный доход — зимой нужно топить здание, чистить снег, летом приходит пора косить траву. Стоит ли говорить, что найти работу в Красном Луче невозможно. Надежда на лучшее есть. Если вдруг откликнется учитель английского языка, который согласится приехать в Горкинскую школу, Стеклозаводскую не закроют. Педагога ищут всем Красным Лучом. В социальных сетях разместили объявление. Елена Буянова обзвонила знакомых, бывших однокурсников — а вдруг?! Пока отклика нет. Остался месяц. 30 дней на то, чтобы произошло маленькое чудо, чтобы дети получили возможность ходить за пятёрками не в Горки, а в родную школу. Откликнитесь, учителя английского. Вас очень ждут. А в награду получите миллион рублей, ведь в области действует программа поддержки, в рамках которой выделяют средства на улучшение жилищных условий педагогам, отправившимся на работу в сельскую местность. Согласитесь, приятный бонус.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Варнавинский район.

#газета #землянижегородская #варнавино #горки #школа #образование #красныйлуч #ситуация