04.07.2020

СЛЕД ПЕТРА

В прошлом выпуске «Краеведа» мы обещали вам начать путешествие по Волге, тогда и с рубрикой определились под которой вы будете видеть публикуемые материалы — «Код Волги». Как, готовясь отметить 800-летие Нижнего Новгорода, мы не заметим Волги. Эта река сыграла в судьбе города огромную роль, даже определила название, живущим на реке — волгари. Мы не будем последовательны в нашем повествовании. Выпуски новой рубрики будут зависеть от наших находок. Это будут лишь эпизоды из жизни Волги и волгарей, или нам неизвестные, или забытые. Поэтому мы и обратились к вам с просьбой писать нам письма, в которых рассказывать о том, что вы знаете интересного о нашей великой реке или просить нас рассказать о том, чего вы не знаете. Мы будем разгадывать исторический код Волги и волгарей.

Вы наверное, уже догадались по чьему следу мы сегодня пойдём. Да, совершенно верно, это будет след Петра I, оставленный на Волге. Мы с вами окажемся на XVI-й Всероссийской художественно-промышленной выставке. В этом нам поможет альбом нижегородского светописца Максима Петровича Дмитриева.

Мы уже не раз с вами пристально разглядывали его фотографии. Для краеведов они кладезь находок. Вот и эта фотография, ставшая в то время открыткой и растиражированная во множестве экземпляров, для посетителей Всероссийской выставки стала сувенир, а для нас это уже реликвия. Что же мы видим на ней?

Это выставочная экспозиция Казанского округа путей сообщения. Та часть Волги на которой стоял Нижний Новгород тоже входила в этот округ. По сути он объединял всю деловую Волгу до Астрахани.

Нижегородские газеты внимательно следили за пополнением Всероссийской выставки экспонатами. Репортеры не пропускали ни малейшей возможности, чтобы удивить своих читателей. Каждая из нижегородских газет старалась сделать это первой. Так «Нижегородский листок» опередил всех вот с этой весточкой:

«На прибывшем 30 мая пароходе общества «Кавказ и Меркурий» — «Владимир Мономах» были доставлены в Нижний Новгород на выставку из Астрахани — два ботика времен Петра Великого — «яхта плезир» и «верейка». Первая длиной около 12 аршин, вторая — 16 аршин, причем резьба на «плезир-яте» по преданию произведена самим Петром Великим.

Доставка в Нижний из Астрахани, вследствие их ветхости, представилась очень затруднительной так что ни одно из пароходов обществ, за исключением вышеупомянутого парохода, не взялись за доставку ботиков. По доставлении ботиков в Нижний пароходной администрации в лице штурмана М.Ф. Лыкова была объявлена от министра благодарность».

* * *

Волгари подготовились к выставке с волжским размахом. По замыслу перед посетителями павильона должна была предстать вся история волжского судоходства.

Для изготовления моделей судов в Казани была устроена специальная мастерская. К работе привлекли лучших столяров, резчиков, серебряных дел мастеров. Модели современных судов заказали мастерским Василевского затона. Для сбора экспонатов была организована экспедиция по Каспию в которую привлекли художников «для эскизных снимков с различных живописных мест Волжско-Камского бассейна». В результате посетители павильона могли увидеть более двухсот картин и рисунков. На них были изображены виды Нижнего Новгорода, Казани Астрахани, Дербента, Петровска, Баку, Красноводска… .

Но из всего этого многообразия все-таки большее внимание привлекали «плезир-яхта» и верейка. Как же, эти экспонаты были связан с самим Петром I, а это имя магически притягивало…

* * *

Но откуда же вдруг, в Астрахани обнаружились такие раритеты?

Тут самое время и вспомнить историю.

В 1722 году царь Петр I замышлял поход в Персию. В то время большая опасность угрожала северокавказским землям со стороны Турции. Россия, в целях своей безопасности, не могла допустить утверждения Турции на западном побережье Каспия. Петр I заявил шахскому правительству:

«Когда турки вступят в Персию, тогда нам крайняя нужда будет береги по Каспийскому морю обладать, понеже… турок туда допускать нам невозможно».

«Для приведения своих земель в надлежащую безопасность» он и задумал этот поход.

Каспийская флотилия к тому времени имела в своем составе более 80 морских судов и десантных лодок. Пехота и конница насчитывала около 50 тысяч воинов.

15 мая 1722 года Петр I покинул Москву и отплыл в Астрахань.

По дороге царь на пять дней остановился в Нижнем Новгороде, осматривая строящиеся суда для Персидского похода, посетил в Казани адмиралтейство и верфь, заводы, в Жигулях поднялся на Лысую гору, а еще астраханский Артемий Волынский подготовил царю встречу с калмыцким ханом Аюкой, которому Петр подарил дорогую саблю.

* * *

19 июня астраханский генерал-губернатор зафиксировал в своем дневнике:
«…Его Императорское Величество изволили прибыть к Астрахани водою на галере и в яхте и войти в крепость, в кремль. А по приходе Его Величества к кремлю отдана честь с крепости, пушечная стрельба троекратно, по военному уставу»…

Вы заметили, что записи фигурирует слово яхта. Это и есть та самая «плезир-яхта», которая оказалась в выставочной экспозиции Всероссийской выставки.

Историками установлено, что она была построена в Казанском адмиралтействе и возможно ее строителем был знаменитый тогда «ботовый» мастер Василий Шипилов, специально посланный для постройки корабельных ботов. Плезир (plaisir) с французского языка переводится всего лишь как — «развлечение». Развлекательная яхта… И ничего боевого в ней нет. Она была украшена резьбой и по легенде к украсу приложил руку сам император.

Одновременно с яхтой была изготовлена и «верейка». А «верейка» (wherry) с английского — всего лишь лодка.

В конструкции яхты историки признают голландский тип. Но вот что примечательно: в Голландии суда строили по старинке — за постройкой следили опытные корабельные мастера и все делалось по их указанию. А в Англии было принято составлять чертеж будущего судна со всеми подробностями. Петр I повелел в России строить суда по чертежам, но на голландский манер. Чертежи и верейки, и плезир-яхты сохранились, что помогло реставраторам в будущем восстановить их в былом виде и красе.

* * *

«Плезир-яхта» не предназначалась для длительных морских переходов, а потому участия в Персидском походе не принимала. Деятельный государь каждый день курсировал на ней от Замановского сада, где он проживал в небольшом деревянном дворце к астраханскому кремлю, где располагался штаб будущего похода.

Приближалось время похода.

18 июля 1722 года государь устроил смотр боевой флотилии. На «плезир-яхте» он обошел стоявшие на рейде корабли и десантные лодки. На флагмане похода гукоре «Принцесса Анна» находился генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин. Ему предстояло быть главнокомандующим всеми русскими силами в Персидском походе. Петр I по чину был всего лишь адмирал и ему отводилось командование передовым отрядом лодками с десантом. Вот здесь и сгодилась «верейка», которую в поход прихватили. Воспользовался ли ею государь — неведомо.

После похода государь издал приказ об учреждении в Астрахани военного порта и адмиралтейства. Так Астрахань становится штабом военной флотилии на Каспии.

Историки отыскали документы 1724 года, в которых «плезир-яхта» и «верейка» числятся в табеле каспийской флотилии. Затем их передают на хранение в военный порт, а затем помещают в деревянный сарай, где их могли видеть все, кто пожелает.

Последними, кто видел «верейку» и «плезир-яхту» в сносном состоянии были посетители Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.

* * *

Прежде чем отправить раритетные экспонаты в далекое путешествие от Астрахани до Нижнего Новгорода, специальная комиссия их осмотрела:

«Осмотр хранящихся в порту лодок «верейка и «плезир-яхта» показал следующее.

«Верейка». Киль в корме сколот по длине 8 вершков, с правой стороны от кормы до первой уключины отстал. Первая доска под уключиной расколота по всей длине…

«Плезир — яхта». Фальшборт в кормовой части с обеих сторон имеет трещины, проходящие через резьбу. Резьба по фальшборту, в особенности с правой стороны, поломана. Фигуры на корме имеют незначительные повреждения…»

Уж коль перед нами есть открытка с видом уголка выставки с расположенной «плезир-яхтой» и «верейкой», то обратим внимание на картину, которая служит им фоном, На ней изображён тот самый смотр флотилии перед походом. На переднем плане — государь Пётр Алексеевич на яхте обходит строй кораблей. Картина эта была специально написана для Всероссийской выставки. Авторство её приписывают художнику Николаю Протасову.

В списке художников, готовивших экспозицию павильона, живописца с такой фамилией нет. А есть художники, которые участвовали в специально организованной экспедиции для сбора экспонатов и «прорисовки видов Волги» это А.Зарецкий, В.Голошуев и А.Кокорев. Веротно, комуто из них принадлежит авторство картины. Но это уже другой поиск.

Вячеслав ФЁДОРОВ

Картина «Государь Петр Алексеевич обходит строй кораблей перед Персидским походом». Авторство этой картины приписывают астраханскому художнику-любителю Николаю Протасову. Картина была специально написана для экспозиции Казанского округа путей сообщения.

«Плезир-яхта» была вся украшена резьбой.

«Верейку» и «Плезир-яхту» Петра I посетители Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде увидели вот в такой экспозиции.

#газета #землянижегородская #волга #пётр #царь #яхта #флот #история