РЫЦАРЬ НЕБЕСНОГО ОБРАЗА
Вот, наконец, мы и подошли вплотную к событию, ради которого начали публиковать фрагменты сказочной повести «Маленький принц». Дело в том, что 29 июня мир отметит 120-летие со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери, написавшего эту удивительную книгу.
Юбиляр появился на свет в 1900 году во французском Лионе в семье, относящейся к древнему, но обедневшему дворянскому роду. Благородные рыцарские традиции графства Перигор, которые из глубин Средневековья донесли до потомков несколько поколений Экзюпери, заложили фундамент для формирования личности молодого виконта. Антуан стал третьим из пяти детей страхового инспектора Жана-Марка Экзюпери и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Когда отец умер от кровоизлияния в мозг, мальчику было всего четыре года. Семья перебралась в родовой замок на морском берегу, что уже, согласитесь, похоже на сказочную историю, однако, как часто бывает в сказках, наследника ждали серьёзные испытания. В раннем возрасте Антуан остался старшим мужчиной в доме, а в 1917-м после скоропостижной смерти брата Франсуа из-за болезни — ещё и единственным. Справиться с ударами судьбы ему помогала не только врождённая рыцарская стойкость, но и христианская мораль, основанная на любви и приятии мира, которую за годы учёбы ему привили учителя католических школ и колледжей. Видимо, отсюда в книгах Экзюпери столько философских размышлений и поисков смысла жизни. Этот неустанный поиск долго не давал определиться с выбором дальнейшего пути. Были отринуты сначала карьера кадрового моряка, а потом архитектора, хотя Антуан сумел поступить в Национальную высшую школу изящных искусств. Оказалось, лишь две ипостаси по-настоящему манят его — авиация и литература. Они, в конечном счете, и стали судьбой. Тяга к полётам у Экзюпери возникла ещё в детстве, подростком он пытался собрать летательный аппарат из обычного велосипеда и какого-то металлолома. В 12 лет ему всё же удалось подняться в воздух, правда, пока в качестве пассажира, но с того момента он уже не представлял своей жизни без неба. Не случайно первым произведением писателяавиатора станет рассказ «Лётчик», опубликованный во французском журнале в 1926 году. В дальнейшем теме самолётов также будут посвящены романы «Южный почтовый» и «Ночной полёт», повесть «Военный лётчик», ну и, конечно, «Маленький принц». «Маленький принц» — искренняя исповедь автора, потому что сказка предельно автобиографична. У её персонажей есть прототипы не только среди окружения писателя, но даже среди его домашних животных. Так прообразом Лиса, по мнению биографов, одновременно является приятельница Антуана Сильвия Рейнхард и пустынная лисица фенек, которую автор приручил во время службы в Марокко. На рисунках Экзюпери Лис изображён с длинными ушами, какими и обладают фенеки. «Я воспитываю лисёнка-фенека, — зовется также лисой-одиночкой. Он меньше кошки, и у него огромные уши. Он очарователен. К сожалению, он дик, как хищный зверь, и рычит, как лев», — так Антуан рассказывал сестре Габриэль о своём экзотическом питомце в одном из писем. Переводчица Элеонора Гальперина, работавшая под псевдонимом Нора Галь, которой мы и обязаны выходу книги на русском языке, считала, что Лис, в первую очередь, олицетворяет дружбу, тогда как Роза — л юбовь. Ситуация, в которой оказался пилот из книги, очень схожа с реальной аварией, приключившейся с Экзюпери в 1935-м, когда он на личном самолёте решил добраться из Парижа до Вьетнама за рекордно короткий срок, но совершил вынужденную посадку в Ливийской пустыне. Антуан и механик Анри Прево чудом выжили в бескрайних песках, они наверняка погибли бы от жажды, если бы случайно не повстречали местных бедуинов. Повесть «Маленький принц» посвящена французскому писателю Леону Верту, с ним Экзюпери подружился в 1931 году. Во время вторжения немецкофашистских войск Верт не смог покинуть Францию и оказался с семьёй в захваченной стране, примкнув к сопротивлению. Экзюпери в эмиграции опубликовал рукописи друга, предварив их своим очерком «Письмо к заложнику», где написал: «Он болен. И он еврей. Уцелеет ли он среди ужасов немецкой оккупации?». Во вступлении к «Маленькому принцу» Антуан вспоминает о нём снова: «И, наконец, он живёт во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении». Леон Верт уцелел. Сказку прочитать ему удастся лишь после войны, как и посвящённый ему очерк. О том, что Антуан не вернулся из боевого вылета, он услышал ещё в 1944-м по радио. Последним произведением Верта стал очерк «Сент-Экзюпери, каким я его знал». Нам же дано узнать его, пожалуй, только по книгам, ярчайшей из которых была и остаётся «Маленький принц». Юбилей писателя — хороший повод, чтобы вновь попытаться сделать это.
Андрей ДМИТРИЕВ.
МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
Отрывок из сказки с рисунками автора
(Продолжение. Начало в № 23-24).
Часть VII
На пятый день, опять-таки благодаря барашку, я узнал секрет Маленького принца. Он спросил неожиданно, без предисловий, точно пришёл к этому выводу после долгих молчаливых раздумий: — Если барашек ест кусты, он и цветы ест? — Он ест всё, что попадётся. — Даже такие цветы, у которых шипы? — Да, и те, у которых шипы. — Тогда зачем шипы? Этого я не знал. Я был очень занят: в моторе заело один болт и я старался его отвернуть. Мне было не по себе, положение моё становилось серьёзным, воды почти не осталось, и я начал бояться, что моя вынужденная посадка плохо кончится. — Зачем нужны шипы? Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц никогда не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум: — Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто от злости. — Вот как! Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито: — Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся… Я не ответил. В ту минуту я говорил себе: «Если этот болт и сейчас не поддастся, я так стукну по нему молотком, что он разлетится вдребезги». Маленький принц снова перебил мои мысли: — А ты думаешь, что цветы… — Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьёзным делом. Он посмотрел на меня в изум лении. — Серьёзным делом?! Он всё смотрел на меня: перепачканный смазочным маслом, с молотком в руках, я наклонился над непонятным предметом, который казался ему таким уродливым. — Ты говоришь, как взрослые! — сказал он. Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил: — Всё ты путаешь… Ничего не понимаешь! Да, он не на шутку рассердился. Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы. — Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьёзный! Я человек серьёзный!» — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб. — Что? — Гриб! Маленький принц даже побледнел от гнева. — Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки всё-таки едят цветы. Так неужели же это не серьёзное дело — понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьёзнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растёт только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек вдруг в одно прекрасное утро возьмёт и съест его и даже не будет знать, что натворил? И это всё, по-твоему, не важно? Он сильно покраснел. Потом заговорил: — Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, — этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живёт мой цветок…» Но если барашек съест его, это всё равно как если бы все звёзды разом погасли! И это, по-твоему, не важно! Он больше не мог говорить. Он вдруг разрыдался. Стемнело. Я бросил работу. Мне смешны были злополучный болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете — на моей планете, по имени Земля, — плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничто не грозит… Я нарисую твоему барашку намордник… Я нарисую для твоего цветка броню… Я…» Я не знал, что ещё ему сказать. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Я не знал, как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз.
#газета #землянижегородская #экзюпери #чтение #писатель #юбилей #маленькийпринц