41_2011_17-1
Posted in Закон
17.10.2011

С чем же мы остались?

Пробиваемся сквозь документы
…Он даже обрадовался предоставившейся возможности поговорить со мной. Владимир Федорович Горячев — глава КФХ, а когда-то управляющий местной сельхозтехникой.
— Ну наконец-то! Может, хоть вы напишете, как тут все закрутили. Прилагаю все документы…
Что ж, будем пробиваться к правде. Начнем с того, что авторы письма, образно говоря, несколько нарастили действия КУМИ, который якобы в 2007 году по заявке Горячева начал проводить работы по межеванию земель, находящихся в общедолевой собственности. Ну не вправе Владимир Федорович, как и любой сторонний в этом деле, подавать такие заявки.
Да, были проведены земле­устроительные работы на землях бывшего КП «Родина», и именно с подачи КУМИ. Но в 2005 году, на основании распоряжения главы администрации района за № 252- р от 14 мая того же года. И проводились работы на землях, вошедших в районный фонд перераспределения, границы которого были согласованы с руководителями сельхозпредприятий «Родина», «Боец», «Скрипинский», что задокументировано. Тут, как говорится, не подойдешь и не подвинешь.
Сделали межевание участков в этом фонде, поставили их на кадастровый учет с последующим намерением сдавать их в аренду или продавать. И тем самым пополнять районный бюджет собственными средствами.
А в 2007 году случилось Владимиру Горячеву как главе созданного им крестьянско-фермерского хозяйства обратиться в районную администрацию с просьбой дать ему в аренду землю. Если есть она свободная, не вправе в том отказать районная администрация. Вот и выделили Горячеву три земельных участка в предместьях Торгового Талызина общей площадью свыше 500 гектаров. Как раз в том массиве, о котором упомянуто, которым распоряжается районная власть.
Эти участки уже были поставлены на кадастровый учет, и районная администрация заключила с Горячевым в марте 2007 года договор аренды земли сроком на десять лет. Правда, в скором времени Владимир Федорович отказался от одного из участков. Довод: сильно зарос кустарником, и ему не по силам его разработать. За Горячевым остались поля площадью 270 и 30 гектаров. Называю цифры с некоторым округлением.
Но абсолютно правы авторы письма: эти поля фермер Горячев не обрабатывает.
Захват был?
Владимир Горячев к полученным полям не приложил руки ни в 2007 году, ни в 2008‑м. Говорит, заболел, не до того… А между тем в начале 2008 года группа жителей Торгового Талызина, владельцев земельных паев, обратилась в подсобное хозяйство «Пушкинское» Большеболдинского района – филиал ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» — с просьбой взять в аренду их землю.
К тому времени «Пушкинское» в Сеченовском районе воспринималось как желанный инвестор, взявший, как принято говорить, под крыло СПК «Боец». То есть инвестор стал хозяйствовать на землях в округе села Булдакова, которое недалеко от Торгового Талызина. Бывший председатель «Бойца» Елена Захарова, превратившаяся в управляющую булдаковским отделением ПХ «Пушкинское», посодействовала осуществлению той просьбы земляков.
К этому времени, как уверяют авторы письма, они уже имели на руках документ на выделенные земельные участки в натуре. 1 ноября 2006 года провели собрание владельцев земельных паев в общедолевой собственности, в протоколе записали, в каких полях какие участки желают получить и какой площадью. В общем, выбрали три участка площадью 30, 175, 66 га.
Говорят, что долго ходили в местный филиал межрайонного земельного комитета, для простоты так его буду называть, поскольку прошла уже не одна реорганизация этого ведомства. Наконец получили нужный документ, и на его основании управляющая булдаковским отделением Елена Захарова начала действовать. Получив, надо полагать, одобрение в «Пушкинском».
Весной и летом 2008 года расчищали поля, доводили их до стадии пашни — средств было вложено немало. Осенью посеяли озимые, а в июле 2009‑го собрали урожай.
А в августе 2009 года в отдел милиции Сеченовского района поступило заявление от Владимира Горячева с просьбой привлечь к уголовной ответственности директора ПХ «Пушкинское» Николая Шкилева за самовольный захват полей. Проверила милиция сей факт и установила: да, хозяйствует «Пушкинское» на данных полях самовольно, не имея на то никаких документов. Эти поля по договору аренды принадлежат Горячеву.
Но в просьбе возбудить уголовное дело было отказано. Нет достаточных фактов для того…
Жалобы пошли потоком
В апреле 2010 года «Пушкинское» снова выехало сеять на те поля. Теперь уже Горячев привез милицию непосредственно к посевным агрегатам и снова написал заявление с требованием возбудить уголовное дело. И снова получил отказ.
Тогда Горячев начал буквально бомбить жалобами разные инстанции. Он пишет их в Законодательное Собрание, в районную и областную прокуратуры, в межрайонный следственный отдел и управление следственного комитета по Нижегородской области.
Областная и районная прокуратуры жалобу Горячева признали обоснованной, отменили несколько постановлений сотрудников районного отдела милиции об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных в 2010 и 2011 годах.
Сеченовская районная прокуратура, проверив заявления Горячева, подтвердила, что
ПХ «Пушкинское» обрабатывает поля по устному, а не по письменному соглашению с владельцами земельных паев и без наличия правоустанавливающих документов и государственной регистрации прав на эти земельные участки. За это административное нарушение понесло ответственность ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» – как юридическое лицо, филиалом которого является ПХ «Пушкинское». Главный государственный инспектор Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области наложил на него штраф в сумме 10 тысяч рублей. Возникает вопрос, как же оказалось, что владельцы земельных паев из Торгового Талызина пожелали сдать в аренду участки, которые входили в районный фонд перераспределения, а не в массив общедолевой собственности? Выяснить бы это у главы земельного ведомства района Загира Батдалова, но он в день проверки письма был в отпуске и пригласить его на встречу не удалось даже с помощью начальника управления сельского хозяйства Валерия Смирнова.
Батдалов предложил сходить в его ведомство, а там, дескать, специалист все покажет и расскажет. Но после минутной встречи с тем специалистом у меня в голове закрутились слова некогда популярной песни: ничего не знаю, ничего никому не скажу…
Кстати, и сам Батдалов переадресовал заявление Горячева о самовольном захвате его полей районной прокуратуре, ибо сам якобы не имеет полномочий на проведение проверки.
Однако что-то испугало районную администрацию в связи с поднятым шумом вокруг «Пушкинского». И последовали действия. В октябре 2010 года Горячев получает уведомление от КУМИ о намерении с его стороны расторгнуть договор аренды земельных участков. Предложено было сделать это добровольно. Владимир Федорович на предложение не согласился – не увидел повода для того.
Не нашел повода для расторжения договора аренды и арбитражный суд, состоявшийся в феврале 2011 года, хотя и было там высказано со стороны КУМИ возникшее сомнение, в том ли фонде находятся сданные в аренду поля. Как тут не вспомнить суждения юриста из второго тома гоголевских «Мертвых душ», который наставлял Павла Ивановича Чичикова: если почувствуешь, что шумиха назревает, то надо постараться запутать…
Надо помочь
Где-то прочитал суждение, что нет такой плохой ситуации, которая не могла бы стать еще хуже. Вспомнилось оно в связи с упомянутой фразой из письма жителей: мы остались ни с чем… «Пушкинское» все-таки вынуждено было прекратить хозяйствование на полях. А раз так, жители Торгового Талызина, владельцы земельных паев, оказались в проигрыше. Ведь «Пушкинское», хоть и по устной договоренности, расплачивалось с сельчанами за аренду земли зерном. За счет зерна содержалась живность на дворах. Она давала людям средства к существованию. Нет же в селе, где порядка двухсот жителей, почти ничего, что могло быть местом работы. Только медпункт да почта…
А вот и следствие. В прошлом году в селе на личном подворье было 45 коров. Нынче осталось 15…
— Говорят, что нет в нашей округе свободной земли. С чем же мы остались? — горячились в кабинете начальника управления сельского хозяйства Валерия Смирнова авторы письма в нашу газету.
— Земля есть, но не надо медлить с оформлением документов на нее. Нанимайте юриста и действуйте. Если потребуется, поможем, — наставлял хозяин кабинета.
Надо помочь.
Виктор КОМАРОВ.
Сеченовский район.