41_2011_11-1
Posted in Промысел
17.10.2011

Без азарта не получится

Сколько раз доводилось наблюдать за гусиными боями, но на ринге свои правила, а как бойцовские птицы ведут себя в домашних условиях?
– На пруд выпускаю только с одним лидером, – отвечает Николай Михайлович. – Если сойдутся двое, будет бойня. В стае гуси всегда дерутся, так что зря нас упрекают «зеленые», что якобы в боях птицы наносят увечья друг другу. Драчливость у них в генах. А травим мы гусей лишь раз в году, и если кто-то нарушит правила, его больше не пускают в бой. Если бы не мы, этих птиц уже бы не было…
Гуси на его подворье содержатся в отдельных клетках – самец со своими любушками. Вот только Рогатый пока в одиночестве – не успел найти себе пару, его призывное гоготание слышно за версту. Гусак здесь новичок, это подарок знатного гусевода из Москвы Николая Золотухина. Кстати, среди охотников принято обмениваться гусями, продают птиц лишь начинающим гусеводам. Например, своего любимчика Лямого Калиничев подарил другу из Курска. Теперь его место занял Рогатый – широколобый, над глазами словно маленькие рожки, отсюда и кличка.
– Гусь павловской породы, и я рад, что он вернулся сюда. Это наша гордость, у него и нрав добрый, – улыбается охотник. – По экстерьеру – лучше не бывает. Его прадеды и внуки – бойцы.
Рогатому шесть лет, а всего гуси живут около двадцати. Так что гусак в полном расцвете, в коренной силе.
– Павловская порода, раньше она называлась нижегородская, лучшая. За более чем 400 лет существования мы имеем право так говорить. Например, в Туле тоже травили гусей, но качества потеряны, тулякам далеко до павловского мастерства.
Вместо лекарства
Интерес к гусям у него появился еще в детстве – родители всегда держали домашнюю птицу.
– Я родился с гусями, – смеется Николай Михайлович. – Сильным впечатлением стал такой случай, мне тогда было лет пять. Наш гусь подрался с соседским и победил его. Каким героем он шел домой – раскрыл крылья, гогочет на всю улицу, словно хочет сказать: «Я сделал его!»
После женитьбы, переехав в Молявино, Николай Калиничев первым делом завел собственных гусей. Первого гусака павловской породы ему подарил дядя. Позднее он познакомился с потомственным гусеводом Михаилом Серовым, перенимал у него опыт. Держал и другую птицу – петухов, перепелок, индюков, цесарок. Сейчас на по­дворье Калиничевых есть еще куры,  но им хозяин не уделяет столько внимания, как гусям. Мало того, увлечением и друзей заразил.
– Пришел я как-то к Михаилу Касаткину, а он в жуткой депрессии после тяжелой операции, умирать собрался, – вспоминает Николай Михайлович. – Говорю ему: «Давай гусей принесу, будет тебе занятие».
Сказано – сделано. Начали они строить сарай, а вскоре поутру разбудил его друг – возбужденный и радостный: в руках первое гусиное яйцо, глаза сияют.
– Так увлекся, что забыл про болезнь, – улыбается Николай Калиничев. – До сих пор гусей держит. И не забывает, что они его вылечили.
Вообще гусеводы – народ особенный. Гуси для них что малые дети. И если охотники собираются вместе, часами могут говорить о своих любимцах, обсуждая гусиные поединки. В основном и встречаются по этому поводу в саду Калиничевых – после боев.
– Нынешней весной звонит мне Саша Чивикин из Нижнего Новгорода, чтобы узнать, дал ли я заявку для участия его птиц в боях, – рассказывает. – А я, в свою очередь, спрашиваю, куда он сам пропал. Оказалось, Александр звонил мне… из реанимации после операции на сердце. Не успел отойти от наркоза – сразу про гусей. Вот такие мы. У нас вообще все парни замечательные. Бывает, думаю, все – устал, тяжело, но не могу бросить – и птиц жалко, и таких золотых людей не могу потерять. Сегодня Володя Агеев собирался из Выксы приехать – охотник от Бога.
Смена растет
У Калиничевых две дочки. Казалось бы, главе семейства некому передать свои знания и опыт. Ан нет, младший внук – третьеклассник Вадим Трифонов – тоже увлекся гусиными боями. И в нынешнем году его гусь Сеня победил. То-то радости было у пацана. Достойная смена растет, дед может гордиться. Ну а главная помощница – жена, во всем его поддерживает: вместе с ним чистит клетки, кормит гусей и радушно встречает многочисленных гостей.
– Если бы не жена, я вряд ли бы разводил гусей. Она молодец, понимает, что это весь смысл моей жизни.
Уход за гусями действительно немалый, особенно когда они маленькие.
Птицы неприхотливы в еде – питаются зерном, травой, овощами. Кстати, они помогают хозяйке пропалывать картофель – после них сорняков не отыщешь, а ботву не трогают.
Охраняет большое хозяйство Каруша – белошерстная собака азиатской породы, любимица Галины Николаевны.
Как бы ни было трудно, сокращать поголовье Николай Михайлович не собирается – в летнее время только молодняка до 60 голов.
– Приезжают люди, надо им помогать, – говорит он. – Многие стали интересоваться гусиными боями.
Особых секретов у гусеводов нет. Будущих бойцов они выделяют по внешним признакам осенью в шестимесячном возрасте, а бойцовские качества проверяют весной. Ну а для гусевода главное – азарт.
– В прошлом году мне звонил Юрий Чумак из Заволжья, сказал, что будет выставлять своего гуся против моего. А у него тоже сильнейшая птица, – говорит Николай Михайлович. – Так что с нетерпением ждем этого поединка. Охота – это в первую очередь желание, если оно присуще, охотник получится.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Павловский район.