41_2011_10-1
17.10.2011

На составителей тестов Гоголя нет!

ЕГЭ ворвался в жизнь школьников, педагогов и родителей, как цунами, хотя о нем и предупреждали «сейсмологи». Но не сработала давняя истина: «Предупрежден — значит вооружен». И в первое время отрицательные оценки получали не только троечники, но и хорошисты. Однако опыт — великая сила.
Было приятно слышать в конце прошлого учебного года, что по одному из обязательных предметов – русскому языку – в Лысковском районе самые высокие баллы (66) набрала Барминская сельская школа. Это лучше не только среднерайонного показателя, но и среднеобластного. А выпускница Ольга Шустова заработала по этому предмету самые высокие баллы в районе и одни из лучших в области – 92!
Преподаватель русского языка и литературы Барминской средней школы Ольга Валерьевна Кокурочкина говорит:
— Что такое ЕГЭ и с чем его едят, мы за четыре года изучили. Опыт подсказал, что уже с пятого класса надо нацеливать детей на тестовые задания, а в седьмом уже предлагать их детям, что мы и делаем.
Чтобы читатели получили примерное представление о том, что скрывается за этой фразой, следует привести хотя бы один пример из «Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2011 года» (язык сломаешь!). Как и многие другие тесты этого «варианта», несведущего человека он повергнет в шок. И вовсе не из-за сложности задания, а из-за того, как оно преподнесено. Итак, вопрос: «В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?» Предлагается следующий текст. «Почти не отступая от сюжета гоголевской повести (1) и (2) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (3) Н. А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Варианты ответов: 1) 1, 2, 3; 2) 1; 3) 2; 4) 3. Когда такое прочтешь, хочется воскликнуть в адрес составителей тестов: «Гоголя на вас нет! Создал бы еще одну бессмертную комедию!» Никак не понять, почему нельзя предложить школьникам в тексте поставить запятые в нужном месте и не грузить их цифрами, которые на экзамене легко перепутать из-за волнения. Думаю, что такие «головоломки» не раз приводили к ошибкам и морю слез.
Но вот Кокурочкина так разобралась в хитросплетениях тестов и тому же научила ребят, что ее ученица Ольга справилась с непростыми вопросами, да и другие не подкачали…
— Тесты уже в восьмом классе разбираем досконально, — продолжает рассказ Ольга Валерьевна. — Пишу их на доске, за работу начисляю баллы, как на ЕГЭ. Анализирую динамику по каждому ученику. В течение всего учебного года дети выполняют диагностические работы.
Но все-таки научить понимать тесты, порой смахивающие на шарады, только одна составная успешной сдачи ЕГЭ. Привить детям интерес к русскому языку – это, конечно, главное. А он неотрывен от интереса к чтению. Поэтому Ольга Валерьевна в первую очередь старается заразить детей любовью к книгам. Она даже темы для сочинений дает с дальним прицелом, например «Компьютер или книга?». Если те или иные произведения изучаются только в обзорном порядке, просит ребят прочитать их в полном объеме.
«Дневник читателя» ученики Кокурочкиной ведут с пятого класса. Ребята записывают туда имена главных героев, сюжет, а кое-кто даже и запомнившиеся выражения. Ольга Валерьевна за работу ставит оценки. Подобное практикуют преподаватели гуманитарных вузов для того, чтобы прочитанное оставалось в памяти у студентов. Но главное, ребята с книгами сводят тесную дружбу.
Еще Ольга Валерьевна проводит КВН по русскому языку, конкурсы чтецов, вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов, организует выпуск литературной газеты, устраивает презентации, готовит детей к олимпиадам. Так что осилить бюрократические тесты помогают живые знания, ведь если выпускник точно уверен, где поставить запятые, ему остается только справиться с путаницей цифр-вариантов.
Что примечательно: неплохие результаты ЕГЭ по русскому языку ученики Барминской школы показывают и в динамике. С каждым годом увеличивается средний балл. И еще один интересный факт: ребята там ЕГЭ не боятся. На чем основаны такие выводы? Судите сами. Девятиклассники для государственной итоговой аттестации, которая теперь тоже проходит в новой форме, могут выбирать любой предмет, вплоть до физкультуры. Но многие в прошлом учебном году предпочли обществознание, которое преподает Светлана Сергеевна Толокина. Даже в районном управлении образования этому очень удивились! Значит, любят дети даже такой сложный предмет и уверены в своих знаниях.
Остается добавить, что начиная с 2009 года школа стабильно выпускает по два медалиста, а в 2011‑м обе медали были золотыми. Не каждая городская школа может похвалиться такими результатами!
Значит, действительно научились сельские педагоги вести своих подопечных через дебри ЕГЭ, используя в своей работе и современные методы, и лучший опыт прошлых лет.
Галина ТЮЛИНА.
Фото автора.
Лысковский район.