33_2011_16-1
Posted in Кругозор
18.08.2011

Звезда баллады

Ей грозило отчисление
Уроженка Полтавы Жанетта (таково ее подлинное имя) Прохоренко училась во ВГИКе, в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Ее сокурс­никами были будущие звезды советского и российского кино — Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Жанна Болотова, Лариса Лужина, Сергей Никоненко. Жанна Прохоренко первой из этой звездной компании стала не просто популярна — знаменита.
На главные роли в картину «Баллада о солдате» режиссер Григорий Чухрай пригласил известных артистов, настоящих звезд того времени — Олега Стриженова и Татьяну Конюхову. Съемки шли полным ходом, когда в один прекрасный (для Жанны Прохоренко и Владимира Ивашова) день Чухрай понял: он ошибся. Во-первых, герои должны быть значительно моложе. А во-вторых, не должны быть известными. Не то ведь люди потянутся в кинотеатры на Стриженова и Конюхову, и задуманная бесхитростная лирическая история просто не воспримется зрителем. Вот тогда-то и были приглашены в картину никому не известные студенты-вгиковцы Прохоренко и Ивашов.
По существующим в то время законам студентам театральных вузов сниматься в кино категорически запрещалось. Жанне с Володей грозило отчисление, но каким-то чудом все обошлось.
Сюжет картины прост. Молодой солдат Алеша Скворцов совершает подвиг — подбивает вражеский танк. Ему предоставляется двухдневный отпуск. Алеша едет в деревню к матери починить крышу. В дороге он помогает случайной попутчице, красивой девушке по имени Шура, спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. «Баллада о солдате» оказалась одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне.
В  адрес исполнителей главных ролей письма приходили мешками! Узнав, что Жанна и Володя холосты, отдельные смельчаки предлагали им руку и сердце.
Светлана Светличная влюбилась в никому не известного сокурсника Володю Ивашова. После выхода на экран «Баллады о солдате» больше всего она ревновала своего избранника к Жанне Прохоренко. «Они же все время вместе! Постоянно какие-то вечера, фестивали, творче­ские встречи. Я даже нисколько не сомневалась, что их экранная любовь вот-вот перерастет в жизненную. В голове так и вертелось: уведет!» — вспоминала Светлана Светличная. Не увела. Светлану Светличную и Владимира Ивашова называли самой красивой парой совет­ского кино.
А первый и единственный брак Жанны Прохоренко с режиссером Геннадием Васильевым, снявшим такие известные картины, как «Финист — Ясный Сокол» и «Новые приключения капитана Врунгеля», оказался не совсем удачным…
Следующей после «Баллады о солдате» работой Жанны Прохоренко в кино стала роль в ленте Юлия Райзмана «А если это любовь?», где, кстати, дебютировали Андрей Миронов и Евгений Жариков. Десятиклассники Ксения и Борис однажды осознают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. Но первое, робкое чувство, не оставшееся тайной для окружающих, сталкивается с насмешками одноклассников, ханжеством и грубым вмешательством взрослых — в первую очередь педагогов.
«А если это любовь?» — картина проблемная. Тема, затронутая Райзманом на излете хрущевской оттепели, оказалась как нельзя кстати. И вроде бы все пошло — и роли, и фильмы. «Женитьба Бальзаминова», «Дядюшкин сон», «Калина красная», «Непридуманная история», «Они шли на Восток», «Двадцать лет спустя», «Иду на грозу», «Происшествие, которого никто не заметил», «Любовь Серафима Фролова», «Один шанс из тысячи»… Но больше в биографии замечательной актрисы Жанны Прохоренко не будет ничего, что можно было бы поставить в один ряд с «Балладой о солдате» или «А если это любовь?». С ее Шурой и Ксюшей.
Роман с Артуром Макаровым
Автором сценариев нескольких картин, в которых снималась Жанна Прохоренко, был Артур Макаров. Вполне возможно, что они познакомились на первой же — «Один шанс из тысячи». (Соавтором Артура Макарова был Андрей Тарковский.) А может быть, знакомство их произошло намного раньше, в доме ее учителей Тамары Макаровой и Сергея Герасимова? Жанна Трофимовна на эту тему говорила неохотно, а Артур Сергеевич, даже если бы хотел, уже никогда не скажет.
Артур Макаров был приемным сыном режиссера Сергея Герасимова и актрисы Тамары Макаровой. Своих детей у них не было. Они усыновили сына сестры Тамары Федоровны — Людмилы Цивилько. По одной из версий, отец мальчика, немец по происхождению, разделял взгляды национал-социалистов и вскоре после рождения сына выехал в Германию. По другой — был арестован в 1937 году НКВД. Людмилу Федоровну вместе с маленьким Артуром намеревались отправить в ссылку либо отдать мальчика в детдом. Тогда-то Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна и совершили свой гражданский подвиг — усыновили мальчика.
Артур Макаров был талант­ливым литератором. Поставленный критиками в один ряд с Александром Солженицыным, обвиненный в том, что он «односторонне освещает социалистическую действительность, обедняет образ советского человека», почти четверть века он не издавался. Зато написал сценарии трех десятков кинофильмов. В их числе  «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина», «Приезжая», «Колье Шарлотты».
Артур Макаров дружил с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным. Шукшин снял его в роли вора в законе в «Калине красной». Макаров пригрел в Москве никому не известного художника Илью Глазунова. В его квартире на знаменитом Большом Каретном «зализывал раны» и ему посвящал свои песни Владимир Высоцкий.
Владимир Семенович называл Артура Макарова в числе самых близких людей. Макаров человек был непростой — резкий, жесткий, скрытный. Его законная жена Людмила только на свадьбе узнала, что ее жених  из знаменитой на весь Советский Союз семьи. Поведение его тоже было неординарным. Когда в
80-е годы в жизни Артура Макарова появилась актриса Жанна Прохоренко, он не потребовал развода у жены, а просто ушел.
В столичных культурных кругах настолько смирились с этим фактом, что после смерти Макарова в кинематографических справочниках его вдовой значилась Жанна Прохоренко. Смерть Артура Сергеевича сделала несчастными обеих женщин.
Загадочное убийство
За пару лет до смерти Макарова Жанна Прохоренко приобрела в деревне Глушь под Гдовом, на Псковщине, бревенчатый домик. Затем выстроила еще один — кирпичный, под летнюю кухню. Огород, сосновый бор, озеро — вот и все, что требовалось актрисе, о которой все реже и реже вспоминали режиссеры. Но затворничество трогательной Шурочки из «Баллады о солдате» началось после жестокого и загадочного убийства ее любимого мужчины.
3 октября 1995 года в дежурную часть ОВД Западного административного округа столицы сообщили: в квартире 75 дома 8, корпус 7, по улице 26 Бакинских Комиссаров совершено убийство. По указанному адресу проживала народная артистка России Жанна Прохоренко…
У подъезда сыщиков встретила дочь актрисы Екатерина. Оперативники поднялись на 16-й этаж и вошли в 75-ю квартиру. Сразу в глаза бросился страшный беспорядок. По всему полу были разбросаны вещи. Вывод напрашивался сам собой: преступники что-то искали. В одной из двух комнат на залитом кровью диване лежал труп. Убитым оказался мужчина лет 60. Из груди торчал воткнутый по самую рукоятку охотничий нож. Все указывало на то, что беднягу перед смертью пытали. Личность убитого установили практически сразу: Артур Макаров.
Входная дверь квартиры и замки повреждены не были, из чего следствие заключило, что убийца был знаком со своей жертвой. Милиционеры тут же вызвали из деревни Жанну Прохоренко. В Москве ее ждали сразу два потрясения: смерть любимого и ограбленная квартира.
Скрытность Артура Сергеевича была столь велика, что о его делах не знали даже близкие ему люди. В постперестроечные годы Макаров практически перестал заниматься творчеством — с головой ушел в бизнес. В 1993 году зарегистрировал фирму «Арт Гемма». Официально фирма занималась производством гвоздей с серебряными шляпками для реставрации уникальных образцов мебели. Друзья Макарова шутили: «Где ты возьмешь столько уникальной мебели?» Но производство гвоздей было лишь прикрытием. «Арт Гемма» занималась не чем иным, как огранкой алмазов. Артур Макаров говорил своей законной супруге Людмиле, что ему больно смотреть, как российские алмазы по дешевке уходят на Запад, и он решил заняться их огранкой здесь, в России.
Баловался Макаров и производством подпольной водки. Но уже с другими партнерами. Разлив «паленки» происходил, по некоторым данным, в Грузии, где у Артура Сергеевича было много друзей и знакомых. Вполне возможно, что причиной гибели сценариста стали финансовые разногласия с партнерами.
Покойный был страстным охотником и собрал очень недурную коллекцию холодного охотничьего оружия. Куда она девалась — из материалов следствия непонятно. Кстати, заколот Макаров был как раз одним из коллекционных экземпляров — испанским клинком.
По словам актера Виктора Косых, известного как Данька из «Неуловимых мстителей», Артур Макаров являлся владельцем редчайшей почтовой марки стоимостью более ста тысяч долларов. Так что причин для убийства Макарова было много.
Несколько лет с небольшими перерывами длилось расследование дела по факту убийства Артура Макарова, но стало очередным «глухарем».
Бывшие приятели Артура заверили его официальную вдову, что убийца известен, что ее муж отомщен. Потом убрали убийцу убийцы. Словом, все концы в воду.
Преступление тогда не получило широкой огласки по нескольким причинам: во-первых, Артур был приемным сыном великого режиссера и не менее великой актрисы. Во-вторых, убийство было напрямую связано с алмазной мафией. И в-третьих, у Артура Сергеевича имелась законная супруга Людмила, с которой, правда, он не жил.
Ушла в себя
После потрясения Жанна Трофимовна замкнулась, спасалась от любопытных глаз в Глуши, где обычно жила с апреля до глубокой осени. Навещала ее там только 40-летняя дочка Катя с детьми и изредка заглядывал старый приятель из Питера — режиссер Евгений Татарский. Внучек своих, Марьяну и Ксюшу,  у которых разница в возрасте 16 лет, бабушка Жанна обожала.
Старшая девочка родилась от первого брака  Кати с артистом и режиссером Тимофеем Спиваком, а младшая — от второго брака с каскадером Александром Малышевым.
Марьяна, студентка Школы-студии МХТ, говорит:
— Бабушка очень расстраивалась, что никто из современных режиссеров не приглашал ее на съемки. Конечно, возраст для актрисы немаловажен, но, по-моему, для зрителя имя и талант гораздо важнее.
Режиссер Евгений Татарский считает иначе:
— Мы с Жанной были достаточно близкими друзьями. И я могу сказать, что Жанну приглашали сниматься, но она отказывалась.
Жанна Прохоренко иногда мелькала на экране. Последние ее работы — эпизодические роли в сериалах «Дронго» и «Место под солнцем». В том самом, где главную роль сыграла известная балерина Анастасия Волочкова.
Но, по большому счету, народная артистка занималась тем, что выращивала помидорчики и огурчики на приусадебном участке. И каждый год ждала весну, чтобы отправиться в свою Глушь.
— Начну копать грядки и наслаждаться весной! — мечтательно говорила она.
Владимир ЖЕЛТОВ.