У МУСОРНОГО КОНТЕЙНЕРА — ЗОЛОТОЕ ДНО

С заслуженным экологом России, главным экспертом-экологом Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Кларой Анатольевной Романовой мы поговорили о так называемой «мусорной» реформе — как она реализуется в Нижегородской области, а также о переработке отходов и том, почему в мире это самый прибыльный бизнес.

Реформа обращения с отходами стартовала в стране в начале года. С тех пор прошло уже три месяца. В редакцию звонят жители области, присылают письма — есть ощущение, что у многих не сложилось понимание произошедших перемен. Больше всего вопросов касается тарифов и норм накопления отходов.

Вопросов действительно много. Не удивительно, что люди их задают. Я провела анализ нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и тарифов в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа. Вот что меня поразило: тариф для регионального оператора, который установила служба по тарифам Нижегородской области, только на 7 процентов выше, чем в среднем по ПФО, — это кажется нормальным, но в то же время тариф для населения — то, что мы с вами платим, в среднем на 70 процентов выше.

— Почему так?

— Это сделано за счет тех нормативов накопления ТКО, которые приняты в регионе. На мой взгляд, они завышены. В Нижнем Новгороде для жителей индивидуального жилищного строительства — это 2,87 кубометра на человека в год, по области этот норматив — 2,33. Жители многоквартирных домов платят с квадратного метра жилья. Но мусорит всё-таки не квадратный метр, а человек. Решение объясняют тем, что необходимо обеспечить социальное равенство, чтобы большие семьи не много платили.

— И получается так, что, например, одинокий пенсионер, живущий в квартире площадью 50 квадратных метров, производит мусора столько же, сколько большая семья, живущая в такой же квартире. На самом деле это не так.

— Теперь представьте, что этот одинокий пенсионер на полгода решил уехать на дачу. Он пишет заявление в управляющую компанию и за этот период не платит за коммунальные услуги. Но в случае с вывозом мусора такого не будет, как раз потому, что мы платим за него с квадратного метра жилья — проживаешь ты в квартире или не проживаешь в данный момент, а платить должен. По ИЖС принято такое решение: если в доме никто не прописан, то плату всё равно берут с домовладения. То есть за пустой дом владелец тоже должен платить, хотя там не образуется никаких отходов. Это многим кажется несправедливым — мы платим не за услугу, которую нам оказали по факту, а просто потому, что нам так рассчитали.

Много жалоб на то, что выставляют счета за вывоз ТКО, а в населенном пункте даже нет контейнеров. Региональные операторы объясняют это тем, что в любом случае отходы образуются. На мой взгляд, этот вопрос недостаточно проработан и недостаточно нормативно-правовых актов, чтобы это отрегулировать.

— Мы действительно не производим столько мусора, сколько предписывают нормативы?

— Мы провели анализ на примере двух контейнерных площадок в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Расчеты показали, что в 10-этажном 6-подъездном доме, у которого стоят три контейнера, жители, согласно разработанным нормативам и тарифам, будут переплачивать ежегодно 342 тысячи рублей с дома. Посчитали и пяти 1-подъездным 2-этажным домам с общей контейнерной площадкой — они будут переплачивать 240 тысяч рублей в год. За что? Есть мнение, что регоператоры таким образом «нагуляют жирок» и поcтроят на вырученные средства заводы по переработке мусора.

Кроме того, разные региональные операторы имеют разные тарифы на вывоз ТКО. Чтобы их выравнять, было предложено взять за основу тариф 665 руб 67 копеек за кубометр, при этом выпадающие доходы регоператоров и оплата за льготников легла на региональный бюджет.

— Платить мы стали больше. А вывоз мусора, на ваш взгляд, стал лучше?

— В результате реформы нам обещают: отходы будут вывозить вовремя, контейнерные площадки станут чистыми, несанкционированные свалки ликвидируют, построят заводы по утилизации мусора. В январе, когда началась реализация программы, вывозом отходов управляли практически в ручном режиме, всё было на контроле. Сейчас мы видим, что появилась проблема крупногабаритных отходов. Поступают сигналы о том, что с некоторых контейнерных площадок его не вывозят. Хотя по закону обязаны забирать любые твердые коммунальные отходы, будь то старый шкаф или мешки со строительным мусором.

На днях мы провели рейд и нашли две новые свалки — одну в черте Нижнего Новгорода, другую по дороге к Дзержинску. Они возникли уже в этом году. На мой взгляд, свалок меньше не станет. Ведь, как правило, свалки образуются из строительных и промышленных отходов, а они никак не учтены в реформе.

По новому закону, если региональный оператор обнаруживает на своей территории свалку, он должен оповестить об этом владельца земли, а тот в течение 30 дней обязан убрать ее. Если он этого не делает, тогда регоператор убирает ее сам и выставляет счет за проделанную работу. Чаще всего свалки находятся на муниципальных и областных землях, а значит, вся финансовая нагрузка за их уборку ляжет на бюджеты разных уровней. На прошлой неделе на заседании комитета областного Законодательного Собрания депутатам предложили выделить на ликвидацию несанкционированных свалок 100 млн рублей из областного бюджета.

— В регионе планируется создать девять мусороперерабатывающих комплексов. Они готовы не в полном объеме. Тех, что есть, пока достаточно?

— С 2009 года в области реализуется программа развития системы обращения с отходами. За это время построили пять, как их называют, современных мусороперерабатывающих комплексов — Балахнинский, Городецкий, Кстовский, Богородский и еще один МАГ-1» — для Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарска. Плюс действует недостроенный полигон в Сергаче, который был создан не в рамках этой программы. Ни один из этих объектов, как я считаю, не отвечает всем природоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям. Там постелены геомембраны, которые представляют из себя просто более плотную полиэтиленовую пленку, сделаны въездные группы, поставлены весы и радиационный контроль. Этого явно недостаточно.

Один из основных загрязнителей окружающей среды от полигона — это жидкий фильтрат, который образуется из снега, дождя и воды, выделяющейся в процессе гниения отходов. Фильтрат содержит вредные вещества, и они могут попасть в почву, в подземные воды. Решений по фильтрату, которые бы полностью обеспечивали экологическую безопасность, на наших полигонах сейчас нет. По закону, фильтрат должен проходить очистку и только после этого возвращаться на тело полигона.

Вторая опасность, которую мы будем всё больше ощущать, — это выбросы свалочных газов. Единственная попытка сбора таких газов есть на полигоне «МАГ-1» около Нижнего Новгорода, там установлен датчик, и при выделении метана происходит его самовозжигание. На других полигонах сбора и отвода свалочных газов практически нет. Это может приводить к возгораниям, задымлению, как это было на Игумновском полигоне в начале 2000-х годов. Людям, которые живут поблизости, это не понравится. Свалочный газ начинает вырабатываться через 5-8 лет после строительства полигона — там должны произойти процессы разложения. Мы сейчас как раз подходим к тому моменту, когда это может произойти…

Надо задумываться не о строительстве новых полигонов, а о том, чтобы минимизировать образование отходов за счет раздельного сбора мусора. Если мы отдельно собираем бумагу — это уже не отход, а вторичный ресурс, который может быть переработан и создана новая продукция. Абсолютно всё, что возможно, надо перерабатывать. Важно понять: то, что мы образуем — это не отходы, а ценное сырье. К сожалению, у нас пока не разделили понятия, что такое твердые коммунальные отходы, а что такое вторичные ресурсы.

То, что нельзя переработать, надо сжигать. Так делают в Европе. Есть технологии, которые позволяют сжигать отходы, избегая вредных выбросов в атмосферу. Зола, которая образуется после сжигания мусора, в Германии, например, используют при изготовлении строительных материалов. Так называемая «теория нулевых отходов», с технологической точки зрения, сейчас уже может быть реализована. С 2020 года в странах Европы запрещено строительство полигонов. Там обращение с вторсырьем — это самый прибыльный бизнес.

Есть и у нас в регионе положительный опыт работы с вторичными ресурсами. Например, в Борском округе есть предприятие по переработке стекла, которое после подготовки отправляют на изготовление стекловаты. Из ПЭТ-бутылок делают гранулы, из которых производят полиэфирное волокно для нетканых материалов, они идут на дорожные и кровельные работы. В Европе органические отходы перерабатывают в биогумус — удобрение для повышения плодородия почв. Примеров много. У нас же, к сожалению, мусора меньше не становится, а ценное вторсырье по-прежнему захоранивается на полигонах. А могло бы возвращаться в экономику.

— Когда мы начнем двигаться по европейскому пути?

— Сейчас тарифы на захоронение отходов на полигонах очень высокие. Если мы начинаем перерабатывать мусор, то должны его везти не на полигоны, а на заводы по переработке. Это значит, что владельцы полигонов будут недополучать прибыль. Конечно, им выгоднее «закапывать» отходы. Как результат, мы можем получить новые объекты накопленного ущерба.

Главная идея реформы правильная — переложить обязанности государства на частных инвесторов, которые бы создали систему обращения с отходами, отвечающую требованиям государственной политики. Надеюсь, что рано или поздно мы к этому придем. Это надо делать в интересах людей.

Беседу вела Анастасия СЕРГЕЕВА.

От редакции. Мы продолжим тему обращения с отходами. В следующий раз расскажем о раздельном сборе мусора.

#газета #землянижегородская #мусор #реформа #эксперт #мнение #интервью