32_2011_10-2
09.08.2011

Озеро раздора

Не знаю, как для жителей Шахматова, а для спешневцев местное озеро – это притяжение и коренных жителей, и многочисленных дачников. Большое, красивое, в недрах которого водятся карпы, караси, щуки и даже лини, оно привлекает к себе и рыболовов из Княгинина.
Спешневским жителям и дачникам не надо далеко ходить, чтобы искупаться в жару. Водоем к тому же создает особый микроклимат вокруг, и не случайно многие спешневцы считают, что озеро способствовало сохранению села. Благодаря горожанам, приезжающим сюда после выхода на пенсию, и просто отдыхающим в течение лета село не умирает. И дело не только в многочисленных цветах в палисадниках, чистоте и порядке, обновленных или новых домах, появившихся в последние 10-15 лет. Видя, что село живет и здравствует, княгининские власти позаботились о хорошей асфальтированной дороге вдоль него, провели сюда газовую ветку. А еще в Спешневе возрождается храм (это заслуга исключительно сельчан!), в котором уже проводятся службы. Словом, Спешнево сейчас похоже на картинку! И хочется повторить, за это жители говорят «спасибо» своему озеру.
Не верь глазам своим!
В мае этого года у водоема появился щит, сообщающий о том, что рыбная ловля здесь запрещена. «Может, рыбу кто-то заразил? А может, экологическая служба печется об ее охране?» – стали гадать спешневцы. Но дело было совсем в другом. Оказалось, что почти год назад дачник, житель Нижнего Новгорода Игорь Комов, имеющий в селе дом, взял озеро в аренду, о чем свидетельствует договор между ним и Княгининской районной администрацией. Комов, по его словам, запустил в озеро мальков и даже более крупную рыбешку, и когда ему надоели приезжие с сетями, он и вывесил такой щит.
Когда спешневцы узнали, что озеро отдано в аренду, они испытали настоящий шок. «Это значит, что оно уже не общее, а принадлежит одному человеку? Мы теперь, наверное, не сможем не только рыбу ловить, но даже и посидеть на берегу!» – восклицали они. От спокойной и умиротворенной жизни села не осталось и следа.
Люди обратились к нам в газету и попросили прислать корреспондента. На общую встречу пришел Сергей Петрунин, глава Соловьевской сельской администрации, в состав которой входит Спешнево. Приехал и главный специалист отдела правового обеспечения земельных и имущественных отношений администрации Княгининского района Иван Леханов.
Оказалось, что озеро в реестре муниципального имущества как водоем не числится. Чтобы получить документы на водный объект, колхоз в свое время ничего не сделал. Эти 9 с лишним гектаров под водой, которые взял в аренду Комов, числились в фонде перераспределения, находящемся в ведении районной администрации, и они являются землями сельскохозяйственного назначения.
Так что по документам нижегородец взял землю для сельскохозяйственного производства. А что уж он там будет производить на дне озера – может, выращивать водные растения на корм скоту, может, разводить водоросли, доподлинно неизвестно.
«Не верь глазам своим! – восклицали спешневцы на сходах. – У нас под боком настоящее озеро, а его взяли в аренду как землю!». Но в ответ слышали, что все сделано по закону, к тому же Комов выполнил все требования по оформлению участка, в том числе провел межевание, написал объявление в районной газете о намерении взять землю в аренду.
Но дело в том, что, как говорили спешневцы, объявление в газете было весной, когда дачники, способные разбираться в законах, еще не приехали в село, а старики не обратили на него никакого внимания или вообще не видели. На многолюдных сходах уже в этом году люди чуть ли не единогласно голосовали против аренды Комовым земли с водоемом.
Между тем начальник отдела правового обеспечения земельных и имущественных отношений администрации Княгининского района Екатерина Филиппова, а также глава Соловьевской администрации Сергей Петрунин заявляют, что спешневцы якобы знали о намерении Комова взять землю в аренду, из этого никто не делал тайны. Но почему же на последнем сходе, на котором присутствовала и автор этих строк, жители не раз возвращались к «теме» объявления в газете и восклицали: «Если бы нам обо всем было известно, то мы бы непременно подали заявление в администрацию об участии в земельных торгах!»
Научены горьким опытом
Но если вы думаете, что княгининские власти ни с того, ни с сего решили облагодетельствовать нижегородца Комова, то ошибаетесь. У них, властей, давно уже болит голова из-за того, что водоем в Спешневе находится не в лучшем состоянии: заиливается, загрязняется. Случись какая-нибудь инфекция – отвечать придется начальству! Арендатор, как мы уже сообщили, пустил в воду рыбу, а еще на сходах заверял, что планирует чистить озеро, углублять его, в нижней части намерен оборудовать зону отдыха с пляжем.
Нижегородец, правда, не обещает сделать это быстро, потому что чистка и углубление требуют вложения немалых средств, которыми он пока не располагает. Но он гарантирует свободный доступ к озеру всех спешневцев и разрешение на ловлю рыбы (конечно, не запрещенными орудиями лова). Тот щит о запрете ловли Комов повесил только для приезжих, но быстро его снял.
Власти поверили в благие намерения горожанина и, похоже, обрадовались, что появился человек, способный облагородить водоем. Сами жители даже вскладчину не соберут средств на это, а выделить необходимую сумму из бюджета очень проблематично.
Но жители Спешнева, в отличие от властей, в благие намерения арендатора не верят. А с чего бы им верить малознакомому человеку? Сколько сельчан уже купилось на чьи-то сладкоголосые посулы! Спешневцы тоже научены горьким опытом. Бывшие районные власти несколько лет назад передали находившееся в селе здание, где размещались опустевшие медпункт и контора, какому-то приезжему генералу в обмен на обещание почистить озеро и благоустроить дорогу на кладбище. Здание он взял, но ни к озеру, ни к дороге рук не приложил. 
К тому же сельчане боятся, что через три года арендатор может превратить озеро (вернее, землю сельскохозяйственного назначения) в собственность, что не запрещено законом, и тогда уже будет делать все, что захочет. Например, добьется передачи земли в другую категорию и построит на берегу турбазу или гостиницу, что создаст шум и гам в тихом селе…
Екатерина Филиппова между тем сказала, что органы местного самоуправления не допустят оформления земли в собственность (без их разрешения это невозможно).
Другой вопрос: а действительно ли участок земли под озером является землей сельхозназначения? Ведь спешневцы-старожилы утверждают, что озеро зародилось благодаря речке, которая со временем превратилась в ручей, но ручьи, как и реки, относятся к федеральной собственности и их нельзя приобретать в частную.
Чем закончится история с озером-участком – неизвестно. Сельские активисты – Ольга Романова, Любовь Шахматова – подготовили обращение в природоохранные инстанции с тем, чтобы точно выяснить, какое происхождение имеет спешневский водоем, и если это федеральная собственность, то подать иск в суд о признании недействительным договора аренды. Заявляют, что они дойдут до самого президента страны, если им не вернут озеро.
Галина ТЮЛИНА.
Княгининский район.