09.08.2011

Легко ли начать

Будь такое преподнесено чисто теоретически, то, предполагаю, многие участники семинара восприняли бы информацию с недоверием. Это как не готовить почву к севу?! Но систему продемонстрировали в деле. Генеральный директор «Нивы» Евгений Михеев питает огромный интерес ко всем новшествам в сельхозпроизводстве и старается внедрять их в своем хозяйстве. Причем доктор экономики и менеджмента Михеев готов поделиться тем, что познал.
На этот раз, выступая перед аграрниками, Евгений Константинович сказал:
– Если хотим выдержать конкуренцию на мировом рынке, в частности в производстве зерна, надо делать ставку на современные сельхозмашины и малозатратные технологии. Иначе придется вешать замки на наши сельхозпредприятия.
Суть технологии «No till» Михеев изучал в Бразилии. К ней там шли десятилетиями. Вынужденно, спасая плодородный слой земли. Сегодня там из техники у фермера можно увидеть только трактор, сеялку, опрыскиватель и комбайн.
Когда Евгений Константинович вернулся из Бразилии и поделился впечатлениями с маститыми руководителями-аграрниками, в ответ услышал три суждения: это чушь; это надо изучить; нашим специалистам такое пока не под силу.
Михеев же постарался доказать: что бразильцу во благо – и нам не смерть. В прошлом году «Нива» приобрела американскую сеялку, она по устройству близка к специальной бразильской и способна работать на поле, не тронутом почвообрабатывающими агрегатами. Сеялка широкозахватная, высокопроизводительная. Самый поздний сев по стерне выпал именно на нее. Ежедневно с ее применением высевали викоовсяную смесь на 160-180 гектарах. Так засеяли около 2 тысяч гектаров.
В засушливом году с не обработанного для сева поля брали до 24 центнеров зерна с гектара. С полей, частично обработанных и ранее засеянных, – до 10 центнеров.
Кроме того, благодаря использованию новой технологии сельхозпредприятие получило зеленой массы на 10 тысяч тонн силоса.
Показали нам посевы злакобобовых смесей этого года. Посеяны по стерне, по бразильской технологии. Что можно сказать об увиденном? Растения в таком развитии, что лучшего и желать не надо.
Названная малозатратная технология в земледелии основана на том, что все необходимые операции в почве проделывает сама природа. Уместный пример тому – окраины полей, склоны оврагов и любая целина, где буйствует трава, где происходит накопление в земле питательных веществ. Почву не размывает самый сильный ливень, формируется хорошая структура.
Но при технологии прямого сева непозволительно и малейшее отступление от нее. Нельзя несколько лет не касаться почвы никакими орудиями, а однажды позволить себе пустить в поле дискатор. Все будет нарушено.Почва должна быть под постоянным покровом.
В севооборот вводят растения, которые своими корнями глубоко сверлят землю. Благодаря этому земля осенью наполняется водой. Зимой вода в почве замерзает и, по законам физики, разрывает ее, то есть рыхлит. Сорняки всегда на поверхности. С ними легче и дешевле бороться.
Измельченная солома весной и летом защищает землю от перегрева, сохраняет в ней влагу. Зимой остающаяся стерня служит снегозадерживающим средством, и тем самым полю достается больше воды.
И, наконец, поскольку поле всегда под покровом растений, постепенно улучшается структура почвы – повышается урожай.
Но если такая технология выгодна, если она малозатратна и земле как средству производства на пользу, то почему так медленно идет ее внедрение?
Начнем с того, что это просто невыгодно производителям почвообрабатывающей техники. Только представьте себе, что враз остановятся их заводы.
Возьмем наши сельхозпред­приятия. Ну потянулись все к такой технологии – допустим такое. Надо купить специальные импортные сеялки, дорогие. Комбайны должны быть с измельчителями соломы, тоже импортные. Где деньги найти?
А еще надо поработать с полями, выровнять их. Не должна специальная сеялка прыгать на неровностях. В «Ниве» только на выравнивание затратили четыре года.
Вот поэтому, как ни выгодна названная технология, у нас далеко не быстрым будет ее внедрение. В том числе из-за психологических барьеров.
Виктор КОМАРОВ.
Бутурлинский район.