НАДЕЖДА ПОД ПАРУСОМ

Наполняет его ветер добрых дел

Поломскую школу нашли не сразу, пришлось покрутиться по деревне: кто же знал, что деревянный расписной теремок, взятый в кольцо вековыми соснами, и есть образовательное учреждение. Приехали аккурат в перемену. Ребята постарше — на спортплощадке бросают мяч через сетку. Но, заслышав звонок, тут же за парту: шутка ли — конец года, проверочные работы.

В кабинете истории занимаются сразу два класса — восьмой и девятый. В первом — всего два человека. Но это для школы не рекорд, в шестом — и вовсе один ученик.

— Да нет, не тяжело урок сразу в двух классах вести, — говорит Мария Зорина, учитель истории. — Привыкла.

Поломская школа несколько лет назад объединилась с Фундриковской. Теперь сюда учеников возят из восьми близлежащих сёл и деревень. В итоге набегает 40 учеников.

— Тема урока «Стили речи», — с порога объявила Ирина Соловьёва, учитель русского языка и литературы. — Открываем тетради, записываем: разговорный, научный, официальный, публицистический, художественный…

Занятие в 7-м классе получилось несколько скомканным. На этот день было назначено общешкольное родительское собрание, где мамам и папам рассказывали о том, как дети должны вести себя во время летних каникул, о правилах безопасности. А потом ещё и как снег на голову нагрянули журналисты. Вот и торопилась Ирина Александровна преподать ученикам материал.

— Разбились по парам, — продолжает она урок. — Вот задание: придумать диалог, где один из собеседников выражает другому благодарность за оказанную услугу.

Даша Тимачева и Люба Бордиян решили отработать разговорный стиль речи, составив диалог о Городце. Одна девочка — экскурсовод, другая — туристка, она благодарит сотрудницу музея за обстоятельный рассказ.

— Мы недавно всем классом ездили в этот город, — объясняют семиклассницы, откуда появилась такая идея.

Девчонки стараются, не прошло и пяти минут, как тетрадный лист заполнился ровными строчками, выведенными убористым почерком. Тема-то интересная. И важная. Особенно разговорный стиль речь. И вот почему.

Ирина Соловьёва организовала волонтёрский отряд «Парус надежды». В нём состоят мальчики и девочки с пятого по девятый классы. Шефство взяли над ветеранами. Обычно пожилым людям помогают по хозяйству: огород копают, снег чистят, территорию убирают… Волонтёрский отряд и такими делами занимается, но за основное направление всё же взяли другое.

— Наш проект называется «Ветеранские чтения», — рассказывает Ирина Александровна. — Не секрет, что пожилые люди, да ещё одинокие, страдают от недостатка общения. Они даже врача на дом вызывают не потому, что у них что-то болит, а чтобы просто поговорить.

Адресов для добрых дел у волонтёров пока три, ребята навещают ветеранов труда Татьяну Степановну Чуткову, Клавдию Алексеевну Барышеву и участника Великой Отечественной войны Алексея Степановича Дельцова. Последний, кстати, давний друг нашей газеты и герой публикаций. И ребятишек из Полома знакомит с «Землёй нижегородской». Оформил подписку на издание, школа несколько месяцев получала газету.

Но вернёмся к сути проводимой акции. В двух словах смысл её вот в чём: учитель подбирает произведения, вместе с детьми они идут к ветерану в гости, читают ему рассказ или отрывок из повести. Потом обсуждают текст, делятся мыслями, которые навеяла прочитанная история.

Так было в начале. Затем акция переросла изначально определённые рамки. Теперь ребята ходят к подшефным с конфетами и печеньем, потому что хозяева им всегда накрывают стол — общаться за чашкой чая всегда приятнее. Кроме того, у учителя отпала необходимость к каждой встрече подбирать произведение, ветераны предлагают свои варианты и сами читают ребятам. Да и беседы ведут не только о литературе. Обсуждают последние новости, дети отчитываются об успехах в учёбе, делятся впечатлениями от поездок и школьных мероприятий. А ветераны вспоминают истории из своей жизни.

— Такие беседы детям очень нужны, — считает Ирина Соловьёва. — Они воспитывают в ребятах порядочность, сочувствие, ответственность. Мы, учителя, можем говорить об этом бесконечно. Но когда перед глазами ребёнка реальный человек, готовый отдать жизнь за страну, близких, — совсем другое дело.

И вот доказательство.

— Хочу поступать в морское училище или академию МВД, — делится планами Даша Тимачева.

Откуда взялось такое желание? Девочка пожимает плечами. Маленькая, худенькая, какой из неё морской волк? Стали прикидывать: может, родственники повлияли? Нет. Фильмы или книги? Тоже нет. И тут наступило озарение — морпех Дельцов, уж очень он вдохновенно рассказывал о своей службе.

— В гости к ветеранам с удовольствием ходим, — говорят семиклассники. — Интересно послушать людей старшего поколения, узнать, что они думают о нас, о современном мире. Эти люди многое сделали для нашей страны, принесли в жертву молодость, здоровье, мечты о будущем. И наши чтения — лишь крупица благодарности за совершённый ими подвиг.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Валерио ПАТРУККО.

Семёновский округ.