ОТ БИЗНЕСА ПОКА ТОЛЬКО МОЗОЛИ
Но глава КФХ ни разу о начатом не пожалел и кризисов с санкциями не боится.
Поля фермера, ушедшего в свободное плавание в 2001 году, находятся на границе Арзамасского и Ардатовского районов.
Начинал Владимир Красавин с 70 гектаров. А теперь только озимых свыше тысячи га. Чтобы обработать такой солидный клин, нужна производительная техника. И она в хозяйстве есть: трактора, сеялки, паровой культиватор, оборотный 8-корпусный плуг…
Хороши ли намолоты? Неплохи. Красавин считает важным строго соблюдать культуру полеводства. В прошлом году наивысшая урожайность по району получена именно в КФХ Красавина — по 42,7 центнера зерна с каждого из 1180 гектаров.
За счет чего успех?
— За рулем трактора частенько сам сижу. Движение — жизнь, — делится девизом Красавин. — Нравится мне быть фермером, получаю удовольствие от работы.
Сегодня хозяйство Красавина — это не только поле, но и успешная семейная ферма.
— Когда только начинал, то думал заниматься исключительно полем, — признается Владимир. — Понемногу подкупал паи, увеличивал земли, стараясь брать их вокруг села. Я родом из Стексова, так что и хотел, чтоб всё под боком. Здешнему сельхозпредприятию отдано много лет, опыт набран большой, так что фермерствовать взялся не с чистого листа. Потом начали говорить, что пора брать скот, строить двор, расширяться. К этому был не готов. Но в 2016 году ситуация сложилась так, что пришлось выкупать свое родное, но к тому моменту обанкротившееся хозяйство. Тут уже надо было спасать скот и дворы. Не хотел я в животноводство встревать, но жалко было и скотину, и труд людей, ведь разрушилось бы всё.
База в приобретенном хозяйстве была неплохой. Коровник сделан под современную технологию, пришлось только телятник переделывать.
10 голов (8 дойных, бык и тёлка) — всё, что осталось от крупного сельхозпредприятия. За короткий предбанкротный период временные «хозяева» успели распродать скот. Фермер подкупил телят и за год довел численность до 140 голов. Дойных теперь 35 голов. Есть планы довести дойное стадо до 80 голов. На этом решено остановиться.
— Такого поголовья хватит, — уверен Красавин. — Увеличить стадо можно в любой момент, резерв есть, но и прогореть при нынешней ситуации тоже можно враз. Сегодня на молоко и мясо не те цены, чтобы заниматься животноводством по-крупному. Сейчас надаиваем полтонны молока. К лету выйдем на тонну. А за рекордами гнаться опасно.
Рассуждение верное, если учесть, что произвести молоко — только полдела, продать его — проблема. Заводы, по мнению фермера, достойной цены не дают.
Выход Красавин нашел. Продаёт молоко на нескольких площадках со своей «ГАЗели». Население покупает с удовольствием, качество привлекает.
Банка фермерского молока 130 рублей стоит. Такой цены не даст ни один завод. Поэтому любые затраты на развоз оправданы. Кроме того местное райпо берет, давая по 30 рублей за литр. Проблем с расширением продаж не предвидится.
Отметим, что технология на ферме не самая современная. У Красавина по сей день доят в бачки. Но Владимир Васильевич и не собирается молокопровод ставить. Качество удается выдерживать, а затрат при таком способе меньше.
Доярка Светлана Слюдова ловко управляется с доильными аппаратами. Буренки слушаются хозяйку и привычно встают каждая на свое место. Дойка занимает совсем немного времени, после чего молоко отправляется в охладитель.
На ферме содержатся в основном швицы. Упор решено делать именно на эту породу. Буренки дают не меньше, чем по 16 литров. Надой к лету подрастет.
Кормление организовано без всяких добавок. Коровы получают сенаж, пропущенный через миксер и комбикорм. Перемол делает выездная фирма. Это экономнее, чем заводить свою мельницу.
— Даже на подаче комбикорма можно снизить затраты, – подсказывает Владимир Васильевич. — Во всех дворах при входе сделаны небольшие складские помещения для комбикорма. Не нужно гонять технику для развоза по дворам, не требуются лишние трудозатраты. «Кормачи» нагрузят сколько нужно в тачку и развезут по двору. Всё удобно. Это мелочь, но все же вклад в общую экономию.
Скотник Игорь Зоткин с этим согласен:
— На нашей ферме кормление и поение организованы хорошо. А я могу судить: в сельхозпроизводстве больше 20 лет. Здесь удобно корма раздавать с помощью современного миксера, идея с мини-складом комбикормов тоже силы экономит. Такой подход к делу нравится. С этой фермы никуда не уйду.
Качеству кормов Красавин уделяет особое внимание. На технике для их приготовления экономить не стал, купил самое лучшее. К примеру, миксер здесь горизонтальный, наиболее современный. Такая машина рулон сенажа размолачивает за семь минут. Снижается основная статья расходов фермы — электроэнергия. В коровнике дровяное отопление, воду греют тоже на дровах.
— Когда купил хозяйство, за электричество платили по 80-90 тысяч, — качает головой фермер. — Ну какая экономика выдержит? Сейчас платим 20-25 тысяч только за освещение и дойку.
При таком подходе у Красавина ферма сразу стала рентабельной. Надой приносит доход. Приплюсуем к этому продажу телят. Получается выгоднее, чем откорм.
Владимир Васильевич как истинный крестьянин в своем хозяйстве един во многих лицах — и агроном, и зоотехник, и тракторист. Но семейная ферма потому так и называется, что вся семья в работе. Жена Наталья заведует фермой, зять Евгений трудится на тракторе, «КамАЗе» и посевном комплексе, дочь Ирина торгует с машины молоком. Дел хватает всем.
Сейчас модно называть фермерскую работу сельхозбизнесом. Красавину этот термин кажется смешным. У него от бизнеса пока только мозоли. Ни отпуска, ни выходных. Зато есть бессонные ночи, когда планы обдумывает: весы электронные надо бы завести, асфальтирование территории пора делать, специалистов грамотных как бы привлечь, а то и переработку наладить…
Но о начатом фермер ни разу не пожалел.
Александр КУРИКОВ.
Ардатовский район.
Фото автора.