НАША ПРИБЫЛЬ В УЧЕНИКАХ

Такова экономика настоящего учителя

Причина: дамоклов меч

С Людмилой Есауловой журналисты «ЗН» встречались в 2015 году, когда приехали в Кечасово Краснооктябрьского района по тревожному звонку от местных жителей, чтобы разобраться в ситуации с реорганизацией школы, где Людмила Владимировна была тогда директором. И вот спустя три года очередной визит в район привёл в большое крепкое село Салганы. На одной из центральных улиц современное здание школы. Ну как не зайти. На входе вежливая сотрудница предложила надеть бахилы. Прямо как в Эрмитаже. Да, просторные, сияющие чистотой классы и коридоры походят если и не на дворец, то и не на рядовую сельскую школу. Нас встречает Людмила Есаулова.
— Я совершила свою маленькую революцию — пришла сюда руководителем, — с улыбкой говорит Людмила Владимировна. — Прежний директор Елена Фёдоровна Федосеева ушла на заслуженный отдых, поэтому был объявлен конкурс на освободившуюся должность. Решила поучаствовать, и выбрали меня. Хотя родную кечасовскую школу, честно говоря, покидала с тяжёлым сердцем…
С Кечасовом у Людмилы Есауловой связана вся жизнь. Там родилась, там окончила десятилетку, в которую потом после окончания Нижегородского педагогического университета пришла работать географом. Увы, дамоклов меч, повисший три года назад над образовательным учреждением, опускается всё ниже и ниже. Проблема в том, что работы в селе нет и молодёжь стремится покинуть его в поисках лучшей жизни. В данный момент в кечасовской школе осталось всего 17 учеников, а значит, её закрытие, наверное, дело времени. Ребят и учителей ожидает перевод в Салганы. Сдерживающим фактором пока остаётся отсутствие нормальной дороги между сёлами. По такой разбитой трассе школьный автобус пускать опасно. Со стороны Салган, правда, уже сделали три километра дороги, но полностью работы пока не выполнены.
Салганская школа открылась 1 сентября 2015 года благодаря программе развития сельских территорий Минсельхоза РФ, которую поддержали в форме софинансирования региональное министерство образования и районная администрация. Теперь здесь учатся ребята из 12 близлежащих деревень и сёл. На четырёх школьных автобусах осуществляется подвоз учеников из 9 населённых пунктов. Самые дальние точки — Михайловка и Абрамово, находящиеся на границе с Большеболдинским районом. Здание рассчитано на 176 учеников, однако не заполнено и наполовину. Уроки посещает только 80 школьников. Так что хватит места и кечасовцам.

Работа началась с проверки

Здесь же, в Салганах, открыт детский реабилитационный центр, куда поступают ребята из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сейчас в центре десять малышей, практически все из начальных классов. Родители не лишены, а только ограничены в правах, поэтому детей время от времени забирают домой. И всё же отсутствие нормального детства сильно сказывается на неокрепшей психике, поэтому для Салганской школы интернатовцы, закреплённые за ней, — особенные ученики.
— Принцип сельского учителя в том, что своих воспитанников он должен знать с самого их рождения, а вот эти детишки не из наших мест, и нам надо понять их, — делится Людмила Владимировна. — У них есть одна общая черта — очень сильно хотят домой, в семью. Они сразу же стали просить меня позвонить их мамам, чтобы те приехали за ними. Им хочется кому-то довериться, и любое равнодушие они воспринимают как предательство. Этим детям приходится взрослеть быстрее, чем остальным, и задача педагога — уберечь маленькие сердца от ожесточения.
Всеобъемлющая работа директора. Приходится быть и психологом, и администратором. Людмила Есаулова начала работу на новом месте с подготовки документации для плановой прокурорской проверки. Что ж, образование — сфера большой ответственности, в том числе и юридической. На балансе находится современная оргтехника, автопарк, интерактивные учебные пособия и другие материальные ценности. Школа на договорной основе с различными организациями обеспечивает ученикам питание и медицинское обслуживание. Для внеклассной кружковой работы налажено сотрудничество с сельским Домом культуры. В штате — 24 педагога плюс обслуживающий персонал, трудовые договоры с которыми тоже должны быть оформлены безукоризненно.
— В новой школе работать, безусловно, приятно, но и спрос велик, — признаётся Людмила Владимировна. — Я скептически смотрю на продолжающуюся оптимизацию в целях экономии финансов, когда за одним учителем закрепляются сразу два, а то и более класса. Мне говорят, что я никудышный менеджер, мол, сейчас нужно рассуждать по-другому. Но я считаю, менеджеру не место в школе, потому что учительство — это, если хотите, религия, служение. Здесь дивиденды от деятельности получают не в материальном смысле, наша главная прибыль — новые ученики…
Так считает и весь педагогический коллектив, костяк которого состоит из учителей, приобретших солидный опыт, но ещё имеющих силы и желание оставаться в профессии надолго. Возрождённая школа новаторства обеспечивает преемственность. Всё больше появляется молодых педагогов, и они нуждаются не столько в методической помощи по профильным предметам, сколько в поддержке авторитетных коллег. Первое, к чему им помогают прийти старшие товарищи, — к пониманию своего предназначения.

Мы ждём вас, первоклашки

В феврале по всей стране начался приём заявлений на поступление в первый класс. По прогнозам, в следующий учебный год в Салганскую школу должно прийти десять первоклашек. В прошлом году их было семеро, значит, динамика хоть немного, но улучшается. Однако если с одними учениками предстоит встретиться впервые, то с другими уже настала пора прощаться. Готовятся к выпуску пятеро одиннадцатиклассников. Как правило, это те, кто в дальнейшем решил поступать в вузы. Особой популярностью пользуются медицинский и политехнический. Жаль только назад из будущих специалистов вряд ли кто вернётся, высшее образование для них — шанс покорить город, где есть работа и условия для карьеры. Проблема оттока молодёжи на селе, к сожалению, продолжает быть актуальной.
Может, есть смысл организовать получение высшего образования на базе школы дистанционно, если уж новое здание используется только вполовину своих ресурсов? Глядишь, у многих старшеклассников отпала бы нужда покидать малую родину ради диплома. Людмила Владимировна надеется, что такая прекрасная современная школа должна стать одним из основных образовательных центров района — для этого здесь есть всё необходимое.

Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
Краснооктябрьский район.