Posted in Семья
15.03.2018

Богатую невесту узнаешь по шапочке

В историко‑художественном музее Арзамаса хранятся удивительной красоты вышивки богослужебных облачений. Тончайшие золотые нити искусно уложены в сложные узоры. Откуда же пошло это ремесло, и кто были первыми мастерицами на нашей земле?

Золотое шитье пришло к нам на Русь из Византии еще до принятия христианства. В летописях можно встретить описания богатых, шитых золотом одежд из Царьграда. Наши мастерицы стремились перенять искусство золотого шитья, чтобы оно обходилось дешевле, чем заморские изделия.Для шитья использовалось прядёное золото. То есть тонкая шёлковая или льняная нить, обвитая тончайшей золотой проволокой. Применялись бить — узкая расплющенная полоска золота, канитель — плотно скрученная в спираль металлическая нить.Но такой материал очень дорог. Поэтому на смену ему пришло шитье золотное. Стали использовать нити позолоченные или из искусственных материалов, они назывались золотными.Богато украшенные золотной вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных женщин, а праздничный женский костюм был гордостью семьи. Его передавали по наследству от матери к дочери как никогда не обесценивающийся капитал.Со второй половины XVII века золотное шитьё уже становится украшением и народной одежды. Зажиточные крестьяне и горожане могли себе это позволить.На Руси было множество мастериц золотого и золотного шитья. Но некоторые города славились этим искусством особенно. В Нижегородском крае это Арзамас, Лысково и Городец.- С XVII века золотошвейное дело процветало и в старообрядческих скитах нижегородского Поволжья, — рассказывает научный сотрудник музея Светлана Скрябина. — Скитницы занимались рукоделиями как «белоручными», так и «черными». К «белоручным» работам относилась вышивка, золотошвейное и бисерное дело. Все это продавалось или дарилось богатым старообрядцам, подававшим в скиты милостыню…По Арзамасской округе золотный костюм распространился именно из Чернухи и впоследствии уже никак не связывался со старообрядчеством, а был просто женским крестьянским костюмом.- Бытовало выражение в Чернухе: «Самая богатая невеста рогатая и бородатая», — продолжает Светлана Скрябина. — «Бородкой» называли украшение из бахромы на груди. Ее наматывали в несколько рядов, насколько позволял достаток. В музее есть костюм, где 17 метров «бородки», но бывало и по 30-35 метров. «Рогатой» же невесту звали из-за украшения на шапочке, называемого «рожками». Оно позволяло скрыть морщинку на лбу…Золотные костюмы никогда не стирали — опасались смыть с нити сусальное золотое напыление. Когда рубаха изнашивалась, то вышивку просто вырезали и перешивали на новую. Замужняя женщина после рождения дочери снимала какую-то деталь костюма и откладывала в сундук как приданое для дочки. Так что после рождения нескольких дочерей ее костюм становился беднее.Золотное шитьё принесло славу и Арзамасу. Промысел пришел в город в XVI веке. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Поэтому первенство в золотошвейных работах по праву заслужили монахини и послушницы арзамасских монастырей.Вышивка приносила большую прибыль. За шитую золотом плащаницу в те годы монастырь получал 200-300 рублей серебром. Если расходы на рукоделие в среднем составляли 15-20 процентов от всех расходов монастыря, то доходы порой достигали 60 процентов от общей суммы за год. Годовой доход, скажем, Николаевского монастыря от золотошвейных работ составлял в конце 19 века около 1000 рублей.Краевед Пётр Еремеев отмечает, что сохранились имена лишь некоторых мастериц. Известно имя Александры Подсосовой. Среди ее работ — чудотворная икона Божьей матери «Казанская», украшенная золотной вышивкой и драгоценными камнями. Она по сей день хранится в Арзамасском Воскресенском соборе. Работа уникальна тем, что на ней одной удалось представить все техники вышивки, которыми владели арзамасские мастерицы.Умелицы в Арзамасе и сегодня владеют уникальными приемами вышивки. Только здесь золотошвеи применяют редчайший шов «корзиночка», который совершенно невозможно исполнить машинным способом. При таком трудоемком шитье нужно уметь прокалывать углубления, но при этом выделывать одинаковый рисунок. Чем глубже прокол, тем сложнее, но и красивее изделия.Арзамасская золотошвея Юлия Калистова реставрировала такой узор на чернухинском костюме. Удалось восстановить праздничный костюм, кокошник, шаль. Реставрировала она и зеленую Троицкую рясу для Смоленской церкви.Это трудная работа. Глаза швеи очень устают от блеска золотой нити. Руки устают от мелкой работы, и пальцы порой теряют чувствительность. Поэтому сегодня золотное шитье чаще всего машинное, это гораздо быстрее.- Конечно, легче довериться машине, — улыбается Юлия Калистова. — Но на станке можно вышить далеко не всё. Например, реставрировать старинные вещи с помощью машин невозможно. Это можно сделать только руками. Я вижу, что сегодня и церковные облачения, и другие золотные вещи выполнены машинным способом. Поэтому и стараюсь реставрировать старинные облачения в меру своих сил, чтобы в наших храмах сохранялись уникальные вещи ручной работы…Одному человеку с такой большой работой не справиться. Поэтому Юлия Александровна обучала золотошвеек в районном центре ремёсел. Давала уроки нынешним насельницам Николаевского женского монастыря.Уникальный промысел не исчезает. Арзамасский район и по сей день является единственным в Нижегородской области местом, где практикуют ручное золотное шитьё.

Анастасия КУРИКОВА.

г. Арзамас.