Быков объели кабаны
Начиналось
всё с гусей
Крестьянскофермерское хозяйство «Пчёлка» в Краснобаковском районе ведёт историю с 1992 года, то есть почти с возникновения фермерского движения в России. Объёмы тогда были невелики возделывалось всего 3 гектара земли. Однако хозяйство показало приличные темпы роста. Каждый год строился новый склад, к угодьям прибавлялось по 50 га.
Занимались разведением гусей, держали более тысячи голов. Птицу сдавали на племя Линдовской птицефабрике, которая расплачивалась мясом кур. Получалась взаимная выгода. Но потом схема начала давать сбой.
Тогда взяли на доращивание около 30 быков, вспоминает глава КФХ Николай Ларин. Животных приобрели по бартеру в соседнем сельхозпредприятии, в обмен на собранный урожай. Это была швицкая порода. Потом решили разводить герефордов. Завезли небольшое количество быков и тёлок. Дело пошло, стали увеличивать поголовье…
С нынешнего года активно внедрили искусственное осеменение. Краснобаковские сельхозпредприятия, в том числе и КФХ «Пчёлка», скооперировавшись, оплатили обучение осеменатора, который уже начал работать в районе. Помесных тёлок фермеры решили убрать из маточного поголовья для чистоты породы.
В данный момент у предприятия 470 голов КРС. Дальше наращивать численность стада не спешат. Опыт показал, что мало просто взять и купить крупную партию животных. Велик риск потерь, ведь не всем быкам и тёлкам удаётся адаптироваться на новом месте и влиться в общее поголовье. К тому же с увеличением объёмов прямо пропорционально увеличиваются и расходы на средства производства. Сюда нужно прибавить трудности реализации.
И всё же Николаю Леонидовичу удаётся находить точки сбыта. Продукцию «Пчёлки» покупают в Семёновском и Воскресенском районах, есть спрос и в Красных Баках. Говядина, произведённая фермерами, поставляется в детсады и школы. Однако при колоссальных затратах для предприятия прибыль не очень большая.
От самолётов к герефордам
Себестоимость продукции пытаются снизить за счёт внедрения технологий, автоматизации процесса и снижения доли ручного труда. В животноводстве важнейшей частью производства являются корма. Фермеры выращивают их на площади свыше тысячи гектаров. Мясные животные не столь требовательны к сбалансированному питанию, поэтому набор культур стандартный пшеница, овёс, горох, ячмень, многолетние травы.
Для закладки зерна на хранение используется технология плющения.
В начале года смонтировали и запустили линию по производству экструдированных кормов. Обошлась она более чем в 670 тысяч рублей, но это с умом вложенные деньги. Производительность линии 350 кг в час. Герефорды съедобные гранулы очень любят, считая их настоящим лакомством. Да и с экономической точки зрения результат очевиден пройдя переработку, корм усваивается в организме животных на 92 процента.
Другая важная сторона дела техника. Любую инженерную идею, позволяющую сократить расходы и минимизировать проблему нехватки кадров, фермеры изучают и пытаются внедрить у себя. Увы, толковых людей, готовых добросовестно работать, на селе всё меньше, приходится уповать на умные машины. Например, познакомились с успешным опытом коллегифермера, смастерившего самозагрузочную телегу, наподобие тех, что используют в Польше и Беларуси, и решили тоже попробовать. Подключили к проекту компанию, занимающуюся доработкой автомобилей, и её специалисты, удлинив обычную телегу, установили механизм.
Если покупать заводскую модель, то её цена перевалит за миллион рублей. Тратить столько денег на телегу пусть даже механизированную фермеры считают нецелесообразным. Путём модернизации удалось достигнуть того же результата при гораздо меньших затратах.
Подсмотренные технические решения в хозяйстве усовершенствовали. Ноухау механизаторы из «Пчёлки» хотят продемонстрировать летом на грядущем Агрофесте. Николай Леонидович к инженерным вопросам подходит со всей скрупулезностью. Родившись в городе великого лётчика, Чкаловске, он с юности решил связать свою жизнь с самолётами. Подумал: уж если не летать, то строить крылатые машины.
Окончил авиационный техникум, потом политехнический институт. Пришёл работать на авиационный завод, где впоследствии занял должность заместителя начальника цеха. Помимо самолётостроения здесь порой приходилось решать самые различные и нестандартные задачи изготовлять систему вентиляции для мавзолея Ленина, участвовать в создании восьмой модели «Жигулей» и в разработке космической программы «Буран».
Ответственная и высокоинтеллектуальная работа воспитала способность быстро вникать в суть любого производственного процесса даже такого далёкого от авиации, как сельское хозяйство. Неожиданно для всех, сменив город на деревню, Николай Ларин быстро доказал это.
Расчёт
на свои силы
Ужесточение законодательства в сфере мясного животноводства заставило фермеров начать строительство убойного цеха. При его создании были учтены все требования ветнадзора, обозначенные при инспектировании объекта. Сейчас в цеху есть лаборатория и холодильник. Первые партии мяса из цеха уже пошли к потребителю.
Техническая модернизация затронула и собственную линию переработки древесины, являющуюся ещё одним источником дохода. За 350 тысяч рублей приобрели новый станок.
Если говорить о парке машин, то техники хватает одних тракторов больше десятка. Каждый год фермеры стараются по возможности приобретать чтото новое.
Какуюто технику в хозяйстве взяли на областной грант – например, итальянский обмотчик рулонов. Фермеры участвуют и в других программах поддержки, однако жизнь приучила рассчитывать на собственные силы. При хорошей кредитной истории хозяйство больше не обращается за деньгами в банк – даже полевые работы проводятся за счёт собственных оборотных средств. И в кабалу влезать не хочется, и с бюрократической волокитой связываться нет желания, ведь столько времени тратится впустую на бесконечное заполнение бумаг и долгие ожидания.
У младшего Ларина Андрея высшее экономическое образование, но и у него идёт кругом голова от такого объема отчётности. Сын для Николая Леонидовича первый помощник в делах, поэтому предприятие уже можно смело назвать семейным бизнесом. Сообща и проблемы решать проще.
А препон много и создают их не только экономическая ситуация на рынке, сама природа нередко вступает в спор с крестьянами. Не первый год бичом для посевов становится нашествие кабанов. Обилие кормов на полях приманило лесных зверей на фермерские угодья. В прошлый сезон с десяти гектаров пшеницы, уродившейся на славу, кабаны оставили землепашцам лишь неполный грузовик зерна.
У Николая Ларина просто руки опустились: урожай достаётся нелегко, но уберечь его от непрошеных гостей невозможно.
И всётаки в КФХ вовсю идут последние приготовления к весеннему севу. Что ж, перефразируя старинную заповедь: Бог не выдаст, кабан не съест.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Краснобаковский район.