Posted in Благовест
06.03.2018

Наталья Гвоздикова: «Не люблю, когда меня жалеют!»

Зрители ее хорошо помнят по очень популярным в то время фильмам: «Ох уж эта Настя!», «Большая перемена», «Рожденная революцией», «Барышня-крестьянка», «Однажды будет любовь», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Большая перемена»…Сниматься в кино актриса начала еще будучи студенткой ВГИКа и за это чуть не поплатилась своей учебой. Сегодня она рассказывает о себе и своей жизни.

­ Популярность свою всегда чувствовали?

­ Когда мне присвоили звание народной артистки, я на это никак не отреагировала. «Народную» мне приписали уже давно. Приезжала на творческие встречи и читала на афишах: «Народная артистка СССР Наталья Гвоздикова». Не срывать же их и не объяснять каждому: «Товарищи, я вообще­то заслуженная». (Смеется.)

А после «Рожденной революцией» на улицу уже нельзя было спокойно выйти ­ везде узнавали, подходили. Хорошо бы только за автографами. Приставали даже с предложениями жениться. (Смеется.) Только в то время актеры не думали ни о популярности, ни о том, как они выглядят, ­ нас больше творчество интересовало.

­ А ведь вы были красавицей!

­ Как­то пришла на юбилей Ромы Карцева в Дом актера ­ он с моей сестрой Людмилой долгое время работал в Ленинградском театре миниатюр, мы знакомы тысячу лет. На банкете говорит мне: «Слушай, Гвоздикова, ты себе не представляешь, какие вы с Милкой были красивые!» А мне смешно. Красивая я или нет ­ об этом вообще никогда не задумывалась. Поступила во ВГИК и сразу заболела профессией, просто была одержима ею. Уже на втором курсе мы играли «Маскарад». Я ­ Нину, Коля Еременко ­ Звездича, Вадик Спиридонов ­ Арбенина, Надежда Репина ­ баронессу Штраль. Наш мастер, Сергей Аполлинариевич Герасимов, возил весь курс на телевидение, и мы в прямом эфире играли эти отрывки. Жаль, архивы не сохранились.

До третьего курса нам не разрешали сниматься в кино, но, невзирая на запреты уважаемых педагогов, на пробы всё же бегали. Как­то Тамара Фёдоровна Макарова поймала меня в коридоре института и прямо сказала: «Наталья! Если еще раз увижу твою косицу на «Мосфильме» ­ пеняй на себя!» В то время я красилась под обожаемую мной Тамару Фёдоровну. Ходили даже слухи, что мы родственницы. В какой­то степени так оно и было, ведь нас познакомила ее близкая подруга Ольга Николаевна Малоземова. После окончания школы я приехала в Ленинград в гости к своей сестре Миле. В то время она уже окончила актерский факультет ГИТИСа и работала вместе с Малоземовой в Театре миниатюр Аркадия Райкина. А я только собиралась поступать. Ольга Николаевна нас с сестрой любила и, узнав, что я в городе, пригласила в гости. Дверь мне открыла… Тамара Макарова. Увидев ее, я остолбенела: они с Герасимовым казались мне небожителями. Она провела меня в комнату и предложила что­нибудь почитать. От Ольги Николаевны Макарова узнала, что я хочу стать актрисой. Справившись с волнением, прочла ей стихотворение и басню, и вдруг дверь распахивается и влетает Герасимов: «Хочешь у меня учиться?» Так я стала студенткой знаменитых педагогов.

­ Говорят, что после выхода на экран «Большой перемены» женщины всей страны делали прическу «под Полину», вашу героиню.

­ Да, люди до сих пор любят эту картину. Но когда мы в ней снимались, не предполагали, насколько долгой будет ее жизнь. Я, на тот момент вчерашняя выпускница ВГИКа, очутилась на одной площадке с Михаилом Яншиным, Валентиной Сперантовой, Анастасией Георгиевской, Роланом Быковым, Львом Дуровым! Конечно, я понимала, что это счастье нечеловеческое ­ оказаться среди такого звездного состава. Перед Яншиным просто трепетала! Помню, как десятки раз смотрела во МХАТе «Нахлебника», где он играл, и всегда рыдала.

Михаил Михайлович, несмотря на возраст, был таким озорным! Нередко в компании актеров постарше говорил мне: «Заткни уши, ты еще маленькая». Я делала вид, что зажимаю уши ладонями, а сама подслушивала ­ он был мастером баек и знал их превеликое множество. Смеяться я всегда начинала первой, чем и выдавала себя.

­ Правда, что с режиссером картины Алексеем Кореневым у вас были напряженные отношения из­за вашей неуступчивости? Вы ему нравились?

­ Правда, но я не люблю про это вспоминать. Не суди, да не судим будешь. Незадолго до своей смерти Юра Кузьменков, который играл старосту 9 «А», сказал мне: «Гвоздикова, ты знаешь, что в фильме должна была петь. Но мы тебя наказали. За то, что больше общалась со Збруевым и Крамаровым, чем с нами». Кто уж конкретно к этому руку приложил, не знаю и знать не хочу. Ну не спела, зато на своих концертах пою с удовольствием.

­ Совсем юной вы снялись в двух фильмах Шукшина. Как в то время восприняли этот подарок судьбы?

­ Тогда, наверное, не понимала, какое это счастье ­ роли же были небольшие. Молодые меня спрашивают: «А кого вы играли в «Калине красной»? Я отвечаю, что девушку на телеграфе. И все сразу вспоминают. Шукшину было интересно со мной общаться. Перед съемками попросил пораньше приехать в Белозерск, чтобы показать, где происходит действие. Мы с ним много гуляли, ходили в кино на «Овода», на танцплощадку.

­ Может, он был в вас влюблен?

­ Глупости! Василий Макарович часто приходил к нам на курс, потому что у них были хорошие отношения с Герасимовым. Видно, я ему приглянулась, так же как и Вадик Спиридонов и Надя Репина ­ они тоже у него снимались.

­ Профессия подарила вам не только народную любовь, но и мужа ­ Евгения Жарикова. Правда, что сначала он вам не понравился? А ведь после выхода на экраны «Три плюс два» по нему сохли женщины всей страны!

­ Женя окончил курс Герасимова и Макаровой на четыре года раньше. Как актера я его прекрасно знала, но долгое время мы нигде не пересекались. Когда он приходил в институт, меня почему­то там не было.

И вот в 1973 году нас с ним познакомили и выдали сценарий фильма «Возле этих окон», а я на встречу опоздала! Женя тогда cтрашно разозлился. Это уже потом всю нашу с ним совместную жизнь мне приходилось его ждать. А мое раздражение вызвал его безупречный внешний вид. Он много снимался, часто ­ за границей и одет был с иголочки. Стрижка хорошая, руки аккуратные ­ придраться не к чему.

Одним словом, мы оба оказались не в восторге друг от друга. Хотя я пробовалась с несколькими актерами, но утвердили нас с Женей. Только я это узнала, иду на примерку костюма и встречаю Жарикова. Говорю: «Евгений, поздравляю. Вас утвердили». ­ «А вас?» ­ «А меня нет». И пошла себе.

Снимали картину почти год, так что было время присмотреться к партнеру ­ мы практически сутками не расставались. Вскоре я поняла, что Женя совсем не такой, каким показался вначале. Не так уж самоуверен и безупречен. Темы для разговоров у нас не иссякали. Любили вспоминать ВГИК и… спорить. Он говорит: «Эту песню надо петь так». А я: «Нет, у нас пели вот так!»

Но о романе и речи не было! Он начался на съемках фильма «Рожденная революцией» в Ленинграде, в январе 1974 года. А уже в ноябре мы расписались. Нас для этого отпустили на три дня в Москву. Ни о каком платье невесты даже не думала ­ мы просто зарегистрировались и вернулись на съемки.

Через два года родился Фёдор.

­ В общем, Фёдор родился вовремя, позволив маме досняться во всех проектах. Как молодые востребованные артисты Гвоздикова и Жариков справлялись с малышом?

­ У нас сразу появилась няня. Женин отец был писателем и через своих знаменитых коллег нашел домработницу Полю, женщину добрую, но простую. Пока Федя спал на балконе, она стирала пеленки. Большего от нее и не требовалось. Когда я слышала, как она сыну говорит: «Хведя, Хведенька», чуть в обморок не падала, но терпела. Потом вторая няня пришла, помогали моя мама и крестная. Няни нянями, но я всегда держала руку на пульсе и успевала всё: и книжки ребенку читать, и по музеям водить. Первый раз мы с Федей оказались в Эрмитаже, когда ему было четыре года.

Клара Румянова и Олег Анофриев свои пластинки со сказками и песенками подписывали и дарили Фёдору, он и сейчас их бережно хранит. У нас был проигрыватель «Аккорд», с которым он быстро научился управляться. Поставит «Снежную королеву», уляжется на ковер, и его не видно, не слышно. Бог миловал, мы с Женей не знали, что такое пищащий, кричащий, топающий ногами ребенок. Федя рос абсолютно спокойным.

­ Как вам удалось не избаловать единственного сына?

­ Ничего специального не делали ­ просто не сюсюкали с ним. Я была к нему более требовательной, чем Женя. Но часто давала слабину, стоило услышать его смех. Если мы с Женей ссорились, сын мог разрядить обстановку шуткой и так заразительно смеялся, что мы тоже начинали хохотать.

­ А папа всё больше попустительствовал?

­ Бывало. И мне приходилось ими руководить. К примеру, когда мальчик подрос и я поняла, что ему пора садиться за руль, сказала мужу: «Евгений Ильич, поднимайтесь и вперед с песнями, идите с сыном кататься». В любую погоду их выгоняла. В итоге Федя великолепно водит машину, как и его папа. Только тот совсем не следил за автомобилем, в сервис ехал, когда уже запчасти по дороге терял. (Смеется.) И ведь не сказать, что неаккуратный был, просто такое наплевательское отношение.

­ Так вы идеальная мать и жена?

­ Какая идеальная, Господь с вами! Но что делать­то? У меня же семья. У мужа и сына всегда должен был быть обед и ужин и компот. (Смеется.)

­ При жизни Евгения Ильича вас с ним иногда называли «жареные гвоздики», откуда это пошло?

­ «Рожденную революцией» снимали на Киностудии имени Довженко, и там была кассир, женщина немолодая, сухощавая, строгая такая, с папиросой. Если в кассу за зарплатой стояла очередь, она кричала из окошка: «Жареные гвоздики, подходите! Ребята, уступите место, им на съемки надо».

Так и прижились «жареные гвоздики», хоть мне это не нравилось. К моей фамилии всегда какие­то забавные клички прилипали. Как только не звали! И Винтиковой, и Шпунтиковой, и Гаечкиной.

­ Вы с Евгением Ильичом разными были? Или похожи?

­ Абсолютно разные. Он был открытым, а я трудно схожусь с незнакомыми людьми. Про меня всю жизнь, с самого детства, говорят, что я высокомерная, на рогатой козе не подъедешь, а на самом деле это просто защитная реакция. Вот для Жени любое общение было в радость. В советское время, когда без блата ничего нельзя было купить, я довольствовалась тем, что есть. По мне лучше грызть сухари, чем кого­то просить помочь с продуктами. Не потому, что я такая гордая, просто неудобно.

А Женя заходил в магазин: «Здорово, девочки. Значит так, вот Наташа составила список, дайте нам, что тут у вас есть». Продавщицам это нравилось. Усадят его, он с ними разговаривает, байки какие­то травит, советы дает.

­ Но муж­добытчик ­ это же прекрасно!

­ Это хорошо. Но бывали случаи, когда я испытывала чувство неловкости. Предположим, Женя развернулся через две сплошные, милиционер нас останавливает и слышит от Жарикова: «Какие сложности?» Я обалдевала.

­ В семейных парах часто один любит больше, а другой позволяет себя любить. А у вас?

­ Женя любил меня больше, чем я его. Об этом мне всегда моя сестра говорила. Ей, наверное, со стороны виднее было. Но и я его очень любила.

Моя мама его обожала, и он платил ей взаимностью. Просто идеальные отношения. Он ее называл Нина, она его ­ Женюрка.

­ Уход Евгения Ильича был неожиданным? Писали, что у него открылась старая рана ­ более 40 лет назад на съемках он упал с лошади и сильно повредил ногу.

­ Мне не хотелось бы эту тему обсуждать. Женя был тяжело болен. Недаром еще в 1997 году ему дали инвалидность 1­й группы. Не скажу, что он сражался с болезнью до последнего. Он устал от той ситуации, в которую сам себя загнал. Устал от болезней, которые стали его преследовать. Ему приходилось нелегко, ведь он всю жизнь занимался спортом ­ фехтование, плавание, конный спорт. И когда чередой пошли неприятности, он пытался преодолеть их в меру своих сил, но не справился. Жизнь ему немного продлила операция, на которой настояли мы с Федором. Сам Женя ее страшился. Но иначе его ждала бы инвалидная коляска. Мы с сыном делали всё, что могли: уколы, компрессы, массажи. «Женя, пора в бассейн. Собирайся». ­ «Мне там скучно». А я ему в ответ безапелляционно: «В бассейн!» Он бы не смог жить беспомощным, поэтому и ушел.

­ Как вы пережили горе?

­ Очень тяжело. Не хочу об этом говорить: не нравится видеть себя рассусоленной. И сыну я слово дала не обсуждать трудности в нашей семье.

­ То, что вы живете с Фёдором вместе, это ваш совместный выбор или вы не хотите отпускать сына от себя?

­ У него есть возможность жить отдельно, но он не хочет. Ему это совсем невыгодно ­ мама приготовит, погладит. (С улыбкой.) Фёдор ни разу не был женат. Собрался было перед Новым годом и тут звонит ночью: «Мам, я сейчас приеду. С вещами». Я не стала задавать вопросов и вникать в суть. Не хочу оказаться виноватой. Решит жениться, ради Бога, ­ ему с этой женщиной жить, не мне. Но вот не случилось. Вообще, сын не любит, когда я о нём рассказываю. Видимо, наша с Женей профессия наложила отпечаток. Свою личную жизнь Фёдор оберегает.

­ Чем Фёдор занимается?

­ Он переводчик с английского и французского языков, его работа связана как с журналистикой, так и с юриспруденцией.

Роднее сына у меня никого нет и не будет. У нас с ним сложились искренние отношения. Надеюсь, что и я стану для него опорой в трудные минуты.

­ А на кого вы в жизни опираетесь?

­ Все самые сложные жизненные проблемы я решала сама. Не люблю, когда меня жалеют. Хотя я жутко сентиментальна: плачу, когда смотрю военные фильмы или вижу в магазине бедствующих стариков, но от своих невзгод не зареву, нет. Скорее возьму дневник ­ веду его уже долгие годы ­ и выплесну туда все переживания. Знаете, помогает! Есть проблемы, с которыми мы должны справляться сами ­ чужие советы в таких случаях бесполезны.

Беседовала
Алла ЗАНИМОНЕЦ.

(tele.ru)