Из-за леса виден выход к морю
Своя краска ярче
В 2015‑м Клуб парламентских журналистов в составе представителей ведущих СМИ региона уже посещали Сокольский округ, и вот снова выдался случай побывать здесь. За два с лишним года сокольчане смогли сделать заметные шаги и в экономике, и в социальной сфере, поэтому им вновь было что показать.
Если в прошлый визит журналистов знакомили с местной текстильной промышленностью, дорожным строительством, лесопереработкой, а также производством асфальта и бетона, то в этот раз им показали современную линию европейского уровня, созданную компанией «Лоймина». Здесь с 2014 года при содействии правительства Нижегородской области реализуется инвестиционный проект по выпуску экологически безопасных флизелиновых обоев. На сегодняшний день вышло уже двадцать коллекций обоев премиумкласса и ещё девять, относящихся к более демократичной ценовой категории.
Наша продукция производится из экологически безопасных материалов, краски только на водной основе, говорит начальник производства Константин Данилычев. Компоненты такие же, как при производстве качественной косметики. К созданию рисунков привлекаем как своих дизайнеров, так и зарубежных. Обмен идеями происходит на различных международных выставках. Наша продукция реализуется в России и за рубежом.
Модернизация этого производства нацелена в первую очередь на снижение зависимости предприятия от иностранных комплектующих и материалов. В частности, в сфере импортозамещения налажено сотрудничество с дзержинскими химиками.
На фабрике обоев работает порядка 80 человек, плюс офисные сотрудники и региональные менеджеры. Сразу бросается в глаза, что персонал преимущественно молодёжь. На предприятии смотрят в будущее: для дальнейшего экономического роста нужны энергичные и целеустремлённые люди. К тому же производственная линия полностью автоматизирована, а кто как ни современная молодёжь лучше всего справится со сложной компьютерной техникой. Зарплата квалифицированных сотрудников около 40 тысяч рублей, что для небольшого населенного пункта очень даже неплохо. С учётом того, что на предприятии работают главным образом сокольчане, можно сказать, это ощутимый шаг на пути решения вопроса с оттоком молодёжи с малой родины.
Флот в помощь
В эту поездку журналистам удалось побывать и на некогда градообразующем предприятии района АО «Сокольская судоверфь», существующем уже более ста лет. Спад активности речного флота последних десятилетий привёл к значительному снижению объёмов производства судостроителей. Штат работников сократился в десять раз с 1200 до 120 человек. Однако предприятие продолжало модернизироваться. Было установлено новое крановое оборудование с большой грузоподъёмностью, что на порядок расширило производственные возможности верфи. Хорошим толчком к развитию служит оборонный заказ на производство судов для военно‑морского флота.
На данный момент мы готовим к сдаче катер связи для Балтийского флота, в июле начнутся его ходовые испытания, сообщил директор предприятия Николай Уланов. Водоизмещение катера 980 тонн. Главная функция корабля обеспечение оперативной работы командования флота во время учений и парадов. К концу октября он должен встать в строй. Так же на стапелях находятся катерторпедолов и судно‑мишень.
Так как более 90 процентов продукции производится в рамках оборонной промышленности, предприятие не может работать с иностранными заказчиками. Партнёров ищут в России. Есть надежда, что на фоне постепенного возвращения речного флота на рынок транспортных перевозок судоходные компании начнут обновление своего корабельного состава, который в основном представлен старой техникой. Судостроители в таком случае готовы взять на себя большую долю заказа.
Судоверфь является одним из учредителей предприятия ООО «Махтехнология», тоже участвующего в судостроении. Здесь для кораблей из негорючих материалов изготавливают спецмебель. Впрочем, есть заказы и от производителей железнодорожных вагонов. В первую очередь, это внутренняя оснастка поездов дальнего следования.
По разработанной нами технологии выпускаем сверхлёгкую, но прочную мебель, знакомит с предприятием другой его учредитель Олег Гавинский. Нами также был придуман тип корабельных кают, который не имеет соединений с металлическими конструкциями судна. Это исключает вибрацию, ускоряющую процесс износа мебели. Прочность наших изделий при незначительном весе достигается за счёт алюминиевого сотового наполнителя. Основные заказчики «Сокольская судоверфь» и «Тверской вагоностроительный завод». В прошлом году мы выставлялись на выставке «Армия2017», за что получили диплом.
И таких результатов удалось добиться всего за два года существования предприятия. Здесь работает 28 человек, но, так как сложные операции доверены оборудованию с программным обеспечением, коллектив с объёмами справляется. На предприятии применена японская модель управления коллективом, когда формируется основной костяк профессиональных работников, и уже для него при производственной необходимости набирается дополнительный персонал. Но новые кадры нужны, ведь мощности производства загружены всего на 3040 процентов. На предприятии были бы рады толковым программистам, так как на станках сплошь и рядом компьютеры, в том числе использующие технологии 3D. Придут высококлассные специалисты можно будет развиваться дальше, а площадей достаточно, чтобы при необходимости построить ещё один сборочный цех.
Развитие
через тернии
В поездке журналистов сопровождали глава районной администрации Игорь Бобров и депутат ЗС НО от Сокольского округа Александр Тимофеев. Вместе с гостями они посмотрели успешно развивающиеся предприятия, и у них тоже сложилось хорошее впечатление от увиденного. Однако развитие это решение проблем, а они, конечно, есть.
По моему мнению, один из наиболее острых вопросов для экономики Сокольского округа высокие цены на электроэнергию, считает Игорь Валентинович. Мы платим более восьми рублей за киловатт, когда в соседней Ивановской области тариф на три рубля дешевле. Дорогое электричество не способствует росту нашей промышленности. Увы, повлиять на ценообразование мы не можем, это не в нашей компетенции. Другая проблема для района заключается в том, что ряд арендаторов леса не спешит развивать производство, а ведь лесная отрасль исторически является важнейшей для нас. Если лесозаготовка уже начала показывать какуюто динамику, то переработка пока ещё на низком уровне. Будем пытаться изменить ситуацию законодательно, потому что, продавая лес как сырьё, не добьёмся никаких перспектив ни для отрасли, ни для территории.
Предприниматели, обращаясь к нам, говорят в один голос: уважаемые депутаты, очень бы хотелось, чтобы законы не менялись так часто, чтобы нам можно было строить планы и на пять, и на десять лет вперёд, вступает в разговор Александр Алимпиевич. Это касается и налогообложения, и земельных отношений, а также всего, что напрямую связано с финансовой устойчивостью предприятий. Я неоднократно говорил и повторю ещё раз наша задача, как законодателей, обеспечить стабильную правовую базу для развития производств. Речь ведь идёт об импортозамещении, которое, в первую очередь, означает самодостаточность.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Сокольский округ.