Posted in Семья
21.02.2018

Друг остаётся рядом

Мы учились в Елизаровской сельской школе Сосновского района, но в разных классах, я заканчивал десятый, Андрей — восьмой. В этом возрасте разница по годам заметна, однако очень уж много общего было у нас, и на неё не обращалось никакого внимания. Оба ходили в музыкальную школу, носились на мотоциклах, играли в ансамбле, гоняли с друзьями мяч на спортивной площадке у школы. Светлые беззаботные годы. Но затем судьба раскидала нас. У меня институт, работа, свадьба и переезд в Сергач, у Андрея — Афганистан, университет, семья и съемная квартира в Нижнем Новгороде. Желание рассказать о своем друге возникло давно, однако долго не решался, понимая, насколько это ответственно и болезненно для близких людей. И вот всё-таки взялся, потому как рассказать об этом человеке считаю своим долгом.

Война

Андрея Пируева призвали в армию осенью 1986 года. Родители переволновались, узнав, что сын их попал на границу с государством, где уже несколько лет шла война, откуда приходили цинковые гробы, возвращались покалеченными молодые парни. В письмах Андрей успокаивал: «Не переживайте, ведь мы пограничники, а война идет там, за горами».

Мама Анфея Афанасьевна побывала у сына трижды. Всё раскрылось, когда приехала во второй раз. «Придется подождать, ­ сказали ей в отряде, ­ Он на той стороне». Прошел день, второй, неделя… Сердце матери рвалось на части, когда наблюдала она, как на взлетную полосу опускались вертолеты, выпрыгивали из них уставшие парни, а сына всё не было. Глядя на горы, молила: «Только бы живой». На десятый день увидела наконец­то родное лицо. Дождалась, и счастью не было предела.

О том, что происходило там, за горами, Андрей не особо рассказывал, отмахивался: «Ничего интересного, сопровождали караван через ущелье, вот и задержались». «А что за штуковину тащил ты на себе из вертолёта?» – интересовалась Анфея Афанасьевна. «Гранатомет», ­ Андрей говорил спокойно, а мать передергивало.

Гранатомет со станиной весит более 50 килограммов, но кроме этого у солдата пояс, в котором восемь магазинов для автомата, четыре гранаты, ранец, где лежит сухой паёк, аптечка. Идти с таким грузом по горам, под палящим солнцем, когда температура поднимается выше сорока градусов, ­ настоящее испытание. Ноги постоянно в напряжении, ведь ты либо спускаешься вниз, либо поднимаешься вверх по раскаленному каменистому грунту. И всегда надо быть готовым вступить в бой, что случалось не раз и не два за время службы Андрея.

В январе 1989­го, примерно за месяц до того, как последние части советских войск покинули Афганистан, он демобилизовался. Невозможно передать радость родителей, брата Александра. Теплой, искренней была встреча с друзьями.

Университет

В том же году Андрей поступил на экономический факультет университета имени Лобачевского. Здесь обрел новых друзей, как показала жизнь, верных, надежных, но главное ­ тут, в университете, встретил он свою половину.

Лена училась на том же потоке, жила в общежитии. Андрей с парнями из его комнаты были постарше и как­то сразу обратили на себя внимание девчат: серьезные, внимательные. На первом курсе практику пришлось проходить не в колхозе на картошке, а на автозаводе. «Как возвращаться после второй смены?» ­ переживали девчата, однако и здесь выручали Андрей с друзьями, встречали, провожали, были надежной защитой.

И вот уже позади первая сессия. Расставаясь с Леной, Андрей обещал приехать к ней в Павлово. От Елизарова, где жил, это всего 30 км. Сотовых телефонов тогда не было, да и стационарные не у всех. Лена ждала каждый день, волновалась, и не было предела ее обиде, когда и в последний день каникул молодой человек не появился. Для себя сделала вывод: надо его забыть, и с твердым решением вернулась в университет.

Потом выяснилось, что Андрей сломал ногу и оказался на больничной койке. Лена приезжала к нему каждый день.

После выздоровления он вернулся к учёбе. С девушкой они уже не расставались, свободное время всегда проводили вместе. А 1 декабря 1990 года расписались. Первый раз свадьба пела и плясала в Павлове, следующий выходной ­ в общежитии, а потом ­ в Елизарове.

В общежитии гулял весь этаж, да и другие тоже. Когда Андрей взял баян и зарядил цыганочку с выходом, даже вахтерша не усидела на посту, прибежала плясать. Свадьба запомнилась, и в последующие годы многие приходили к Пируевым 1 декабря, чтобы поздравить, посидеть, пообщаться. В любой компании Андрей был душой. Простой в общении, внимательный к другим, воспитанный. Будучи способным постоять за себя, за близких, за слабого, он оставался скромным.

Семья

В июле 1992 года у Андрея и Лены родилась дочка. Души не чаяли в ней молодые родители. Решили, что воспитывать будут самостоятельно, однако, когда начались занятия, поняли, насколько трудно совмещать уход за младенцем и учебу. Малышку отправили в Павлово к родителям жены и с нетерпением ждали каждого выходного, чтобы навестить ее.

Получив диплом экономиста, Андрей работал в областной администрации. Всё бы хорошо, но то были смутные 90­е годы: низкая зарплата, отсутствие какой­либо социальной поддержки делали невозможным решение главной для молодой семьи проблемы ­ жилищной. Квартиру снимали. Чтобы ее оплачивать и содержать семью, Андрей оставил работу в администрации, открыл свое дело. Что­то получалось, они не бедствовали, а 25 января 1996 года в семье Пируевых произошло еще одно радостное событие ­ родился второй ребенок.

Радости молодой отец не скрывал. Пеленать, помыть, уложить спать ­ всё умел и мог справиться даже один, поэтому Лена не беспокоилась, уходя куда­то по делам. Друзья по студенчеству по­прежнему навещали их. Таким семейным отношениям можно только позавидовать.

Удар

В тот день всё было как обычно. Андрей ушел на работу часов в 5. Придя на обед, в первую очередь направился к кроватке сына: поговорил, поиграл с ним. Потом предупредил жену: «Могу сегодня задержаться, надо встретиться с земляком». Он ушел, а когда не появился к ужину, тревога, уже присутствовавшая на сердце у Лены, усилилась.

Перед этим ей приснился сон. Будто идет к ней Андрей, но проходит мимо, она пытается его окликнуть, зовет, а тот не слышит, уходит всё дальше и дальше. Не спала всю ночь, а потом обзванивала отделы милиции, больницы ­ безрезультатно. На выручку снова пришли друзья, им не надо было долго что­то объяснять. Они нашли Андрея, но уже в морге.

Как выяснилось, он вышел с автобуса на остановку раньше, скорее всего для того, чтобы купить что­нибудь для жены и детворы в работающих здесь допоздна ларьках. Так делал и раньше. Но в этот раз всё закончилось трагедией. Мокрый снег, скользкая дорога ­ и страшный удар: Андрея сбила машина.

Пришедших проводить его в последний путь было очень много: друзья, знакомые, однокурсники, афганцы. Похоронили Андрея Пируева в Елизарове 1 декабря 1996 года ­ в день, когда могла бы отмечаться очередная годовщина свадьбы.

Род продолжается

Описать словами, какое потрясение пережила Елена, оставшись с 4­летней Ольгой и 10­месячным Димой на руках, невозможно, как и состояние родителей, которые, дождавшись сына с войны, потеряли его в мирное время. «В первые месяцы Андрей всё же продолжал помогать мне, – говорит Лена, ­ он снился едва ли не каждую ночь. Подойдет, сядет рядом, и мы разговариваем. А заканчивалось, как правило, одинаково. Ты ведь побудешь и уйдешь, говорю ему. Он утешает: не бойся, я буду рядом».

Друзья Андрея на протяжении двадцати лет опекали его семью и родителей. Каждый год в день смерти и в день рождения приезжали в Елизарово. Они же помогли Елене с покупкой квартиры в Павлове. Замуж она больше не выходила.

Дети уже взрослые. Дочь Ольга замужем, родившегося сына назвала в честь отца Андреем. Работает преподавателем английского языка. Сын Дмитрий сейчас живет в столице, учится в Высшей школе экономики. Жизнь продолжается.

Андрея не стало в 28 лет, его жизненный путь короткий, но шел он по нему твердой, уверенной поступью, с открытой душой, верша добрые дела. В нашей памяти таким он и останется навсегда.

Александр Пузанков.