Гнев наркома

В конце прошлого года мы рассказывали о первых бомбардировках нашего города, которые произошли в ноябре 1941 года. Тогда одиночные самолеты прорывались к городу и хаотично бомбили заводы. Тогда и стало ясно, что основной объект, к которому стремились бомбардировщики — автозавод. Как стало известно уже после войны, немцы думали, что именно на автозаводе выпускается то основное количество танков, которое, как докладывала разведка, отгружается на фронт. Отчасти это было так. Завод «Красное Сормово» первые танки отгрузил на фронт только в октябре 1941 года. Итак, немецкие летчики имели на своих картах отметку главной цели в городе Горьком — автозавод. Основные силы ПВО города были сосредоточены на его охране и подлетах к нему.

Февральское ЧП

Январь 1942 года.

В «Журнале боевых действий» Горьковского дивизионного района ПВО отмечено, что «противник в январе полетов не производил». Имеется в виду, что налетов на Горький в этот период не было. Это позволило уточнить задачи авиационным частям по охране города и расширить зоны ответственности. Летчики приняли под охрану Балахну, Дзержинск, Пурех, Семёнов, Перевоз, Арзамас, Муром, Ковров.

За январь было произведено 198 самолето­вылетов. Встреч с противником не было.

Примерно такая же обстановка сложилась и под Москвой. Вражеская авиация на время оставила ее, сосредоточив действия на поддержке своих войск, вынужденных отступать. Еще в ноябре 1941 года начальник генерального штаба немецких сухопутных сил генерал­полковник Гальдер, проводя в Орше совещание командующих группами армий и начальников штабов, сделал такое заключение: «Сильная противовоздушная оборона делает Москву почти неуязвимой с воздуха».

В январе 1942 года в Москве ни разу не звучал сигнал воздушной тревоги, хотя для войск ПВО четыре раза объявлялось «положение №1» ­ повышенная боевая готовность.

Относительно спокойную жизнь защитников тылового неба всколыхнуло чрезвычайное происшествие, которое произошло над Горьким. В ночь с 3 на 4 февраля в небе над городом внезапно появился вражеский бомбардировщик и точно сбросил несколько фугасных бомб на автозавод и поселок Стахановский. Бомбы попали в моторный цех и травильное отделение колесного цеха. Погибли 17 рабочих ночной смены, 40 было ранено.

Выяснилось, что вражеский бомбардировщик подходил к намеченной цели по уже отработанной схеме: на большой высоте и с приглушенными моторами. Бомбы были сброшены с пикирования, а это значит, точно по намеченной цели. В «Журнале боевых действий» отмечено, что самолет подошел к городу «будучи не замеченным постами ВНОС».

Но это не совсем так, даже совсем не так.

Этот бомбардировщик был замечен постами ВНОС еще в Вязниках по габаритным огням. Определен был и предполагаемый маршрут ­ на Горький, если никуда не свернет. А вот что за самолет летит, наблюдатели определить не смогли и предположили, что это или гражданский, или транспортный борт. Как бы то ни было, данные о самолете были переданы в штаб Горьковского дивизиона ПВО.

И вот здесь случилась непоправимая ошибка. Оперативный дежурный по штабу капитан Карабицкий принял сообщение к сведению и ничего не сказал о нём вышестоящему начальству, поверив, что самолет мог быть действительно свой.

Можно представить изумление экипажа вражеского бомбардировщика, когда город встретил их молчанием зенитных орудий и, несмотря на летную погоду, ни один истребитель не погнался за ними следом. На такой «прием» они явно не рассчитывали.

Выводы о случившемся делал Городской комитет обороны утром 5 февраля. И тут неожиданно выяснилось, что подобный инцидент вполне может повториться. Как оказалось, самолеты появлялись в небе хаотично, когда кому вздумалось, тот тогда и летел. Днем это сходило с рук ­ принадлежность самолета можно было определить, а как быть ночью? Войскам ПВО было отдано приказание поражать все самолеты, летевшие в ночное время. Но вражеские самолеты пока в охраняемом небе не появлялись, а свои летали, и это притупило бдительность прежде всего наземных частей ПВО. Единая радиоволна, связывающая летчиков и зенитчиков, появится только в марте.

Горьковский комитет обороны на своем заседании ужесточил регламент полетов, теперь ни один самолет не должен был появляться в небе без заранее поданной заявки. Были приняты еще ряд мер по совершенствованию охраны неба над тыловым промышленным городом. Но этим инцидент прорыва вражеского самолета к городу не ограничился.

«Помни
воздух!»

Случай этот не остался без внимания народного комиссара обороны И. Сталина. Успехи первых наступательных боев под Москвой не должны расслабить оборону тыловых промышленных центров. Появился повод напомнить войскам ПВО об ответственности, которая должна быть в военное время. Уже 6 февраля во всех частях ПВО страны зачитывали Приказ № 129 «О безнаказанном пропуске бомбардировщика противника к г. Горький».

В ночь с 3 на 4 февраля 1942 года к г. Горький был безнаказанно пропущен бомбардировщик противника.

Несмотря на то, что бомбардировщик противника был обнаружен в

210 км от г. Горького, средства ПВО в боевую готовность приведены не были и ни одна зенитная батарея, находящаяся на обороне г. Горького, не сделала по противнику ни одного выстрела.

Всё это произошло потому, что в работе командного пункта Горьковского дивизионного района ПВО имела место преступная самоуспокоенность, отсутствовала надлежащая бдительность и не было должной дисциплины.

Дежурный на КП ПВО капитан Карабицкий, получив донесения о приближающемся самолете, бездействовал и даже не доложил об этом командующему дивизионным районом ПВО, который находился тут же на командном пункте.

Несмотря на отданное приказание ­ все самолеты, подходящие к г. Горькому ночью без предупреждения, считать самолетами противника ­ капитан Карабицкий принял подходящий самолет противника за свой.

Командование района ПВО не организовало бдительность и боевую работу своего командного пункта, в результате чего необходимые меры к приведению средств ПВО в боевую готовность не были приняты.

Приказываю:

1. Командующему войсками ПВО территории страны генерал­лейтенанту тов. Громадину М. С. за недостаточный контроль боевой готовности средств ПВО г. Горький делаю предупреждение.

2. Командующего Горьковским дивизионным районом ПВО полковника Добрянского В. М., военного комиссара района ст. батальонного комиссара Егорова Д. П. и начальника штаба района подполковника Савко В. В. за безнаказанный пропуск самолета противника к г. Горький и за отсутствие дисциплины на командном пункте арестовать каждого на 10 суток домашним арестом с удержанием 50 % содержания за каждый день ареста.

3. Помощника начальника штаба артиллерии Горьковского дивизионного района ПВО капитана Карабицкого А. И. за преступную бездеятельность при исполнении обязанностей оперативного дежурного на КП ПВО района от занимаемой должности отстранить и предать суду военного трибунала.

4. Командующему войсками ПВО территории страны принять необходимые меры по укреплению системы ПВО г. Горький и обеспечить постоянную бдительность и боеготовность всех средств ПВО Горьковского дивизионного района.

На остальных виновников безнаказанного пропуска 4 февраля 1942 года самолета противника к г. Горький наложить взыскания своей властью.

5. Приказ прочесть во всех частях ПВО страны.

Народный комиссар обороны И. СТАЛИН

Вслед за приказом в газете «Красная звезда» появилось обращение к воинам ПВО:

«Миф о непобедимости немцев в воздухе давно развеян. Провалился план людоеда Гитлера уничтожить Москву с воздуха ­ чудовищный и бредовый замысел, о котором фашисты в свое время трубили на весь мир…

Мы не переоцениваем опасности, угрожающей нам с воздуха, но и не должны преуменьшать ее, даже в малой мере. Какая бы то ни была самоуспокоенность в этом отношении преступна. До той поры, пока противник имеет боевые самолеты, у нас нет и быть не может абсолютной, полной гарантии воздушного нападения. Поэтому призыв «Помни воздух!» должен звучат в наших рядах непрерывно с неослабной силой».

Приказ наркома обороны И. Сталина был грозен по содержанию, а не по сути. Кроме капитана Карабицкого, никто серьезно не пострадал. Отданный под суд военного трибунала, да еще по приказу наркома обороны, надо думать, что он получил строжайшее наказание. Можно, конечно, предположить, что в его лице нашли стрелочника, на которого свалили всю вину за безнаказанный прорыв вражеского бомбардировщика к городу , но каждому военному человеку ясно, что его служебная промашка серьезна и последствия были трагические. О судьбе капитана Карабицкого нам ничего не известно.

Упомянутый в приказе генерал­лейтенант Михаил Степанович Громадин продолжал командование противовоздушной обороной страны. По его инициативе в войска ПВО была передана истребительная авиация, а вскоре было принято решение о формировании отдельных фронтов ПВО.

Продолжил службу и командующий Горьковским дивизионным районом ПВО полковник Добрянский В. М. До апреля 1942 года он руководил дивизионным районом ПВО на который была возложена задача по защите гг. Горького, Дзержинска, Балахны, Коврова, Иванова, Кольчугина.

И в дальнейшем, всю войну Валерий Митрофанович Добрянский командовал артиллерией ПВО, которая стояла на страже неба тыловых и только что освобожденных городов. Закончил он свою службу в 1961 году в звании генерала­ майора. Умер в 1993 году в Санкт­Петербурге.

Приказ наркома обороны не учитывал еще одно обстоятельство, которое выявилось в ходе безнаказанного прорыва одиночного самолета к цели. Вряд ли о нем не знал И. Сталин. Если уж ему доложили обо всем случившемся, то не упустили и сообщение о том, что во время налета цель ­ автозавод, была обозначена зелеными сигнальными ракетами, которые были пущены в большом количестве и с разных сторон. Это работала вражеская агентура, которой, по послевоенному признанию нижегородских чекистов, в городе было много.

И вполне возможно, что существовал еще один приказ, секретный, закрытый, призывающий к борьбе с этой агентурой.

Мы не раз вернемся в военный город Горький. К началу 1942 года он был еще обойден вниманием вражеской авиации. Городу предстоит пережить много трагических дней. О них вы узнаете из нашего поиска.

Вячеслав ФЁДОРОВ, Андрей ДМИТРИЕВ.