Posted in Экономика
13.02.2018

С прицелом на мировые рынки

В Нижегородской торгово-промышленной палате на днях подводили итоги работы в 2017 году, строили планы на будущее. Ситуация в промышленности региона отличается от средней по стране. Например, прирост производства выше среднероссийского в четыре с лишним раза (4,7 процента против 1).  Общий объем отгруженной промышленной продукции в области составил более 1,3 млрд рублей, что на 7,4 процента больше, чем в 2016 году.

Основные движущие силы нижегородской экономики — это автомобилестроение, металлургия, химическая промышленность, производство электрооборудования и стройматериалов, лесной комплекс. По объему промышленного производства область стабильно входит в десятку регионов-лидеров России, а в Приволжском федеральном округе занимает второе место после Татарстана.Естественно, глава региона Глеб Никитин с первых дней назначения начал уделять особое внимание развитию индустрии. Договорился с «Лукойлом» о строительстве в регионе ряда новых производств, с Объединенной металлургической компанией — о создании комплекса по выпуску бесшовных труб, добился выделения из федерального бюджета средств на компенсацию научно-исследовательских разработок, которые проводят предприятия. На Павловском автобусном заводе руководитель области объявил о создании  промышленного кластера — комплекса предприятий с высокой долей локализации и импортозамещающих технологий. Кластер даст региону до четырех тысяч рабочих мест.Параллельно идет серьезная аналитическая работа, проходят встречи с руководителями предприятий, которые уже выявили целый перечень слабых мест в нижегородской промышленности. Например, дефицит кадров — заводы модернизируются быстрее, чем система образования успевает перестроиться и подготовить специалистов. Среди проблем также низкая доступность кредитов, зависимость от импорта, высокая стоимость энергоресурсов. На каждый «симптом» в региональном правительстве разработали свое средство — будь то прямая поддержка из областного или федерального бюджетов, помощь в перевооружении, поощрение инновационных, импортозамещающих технологий, стимулирование экспорта нижегородской продукции, более активное освоение внутреннего рынка, в том числе госзаказа.- Между заказчиками и производителями можно наладить конструктивный диалог. Это получилось на федеральном уровне, получится и здесь. В результате нижегородские предприятия смогут больше участвовать в системе госзаказов по всей стране, — заявил Глеб Никитин.На федеральном уровне называют планы региона по-хорошему дерзкими.- Есть отдельные точки, в которых мы просто гордимся сотрудничеством с Нижегородской областью. Например, направление инновационного судостроения и складывающийся судостроительный кластер, а также целый ряд амбициозных проектов с прицелом на мировые рынки, — подчеркнул руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.Наверное, практически каждый человек в области знает Николая Пугина. Это человек, прошедший путь от станочника на ГАЗе до министра автомобильной промышленности СССР, сейчас президент ПАО «ГАЗ», член Общественной палаты Нижегородской области. Мы поинтересовались у него:- Николай Андреевич, если сравнить плановую социалистическую экономику, дикий рынок 1990-х годов и сегодняшнее время, когда работать было сложнее?- Сегодня — легче. Есть понятные «правила игры» и возможность промышленного роста. Вообще, на мой взгляд, государство не должно подменять собой экономику. Его задача — создавать условия для развития. Этим оно сейчас и занимается. И, уверен, элементы плановой экономики нужны любой стране. Но лишь элементы.- То есть самым тяжелым был именно «дикий рынок»?- Давайте приведу один пример. Если вы помните, в 1990-е годы был жуткий дефицит денег. Предприятия между собой рассчитывались по бартеру. Так вот, мы отдавали больнице №13 новые «Волги», чтобы та могла их продать и купить необходимое оборудование для операционных. Это сегодня кажется ужасом, а ещё недавно мы так жили.По большому счету, предприятия сами брали на себя функцию государства. В Нижегородской области мы создали финансово-промышленную группу, ее возглавил Александр Иванович Цапин. Заводы в рамках этой группы взаимодействовали между собой, поддерживали друг друга, выстраивали взаимозачеты. Было тяжело. Далеко не всегда удавалось вовремя выплачивать зарплату, уж не говорю о развитии, запуске новых производств. К счастью, сегодня государство поддерживает ключевые высокотехнологичные отрасли, такие как автопром. То есть у машиностроителей появилась возможность прогнозировать работу, заниматься развитием.- Что ещё, на ваш взгляд, изменилось?- Не что, а кто. Люди. Да, можно говорить о глобальной автоматизации и роботизации производств, но за всем этим стоят работники. Помню, в самом начале 1990-х годов в кулуарах какого-то международного саммита европейцы говорили мне: «Господин Пугин, оставьте! Да что могут ваши люди? Им никогда не догнать по уровню профессионализма Запад!» Сегодня никто на Западе так не скажет. Подчеркну: никто. Зайдите в наш Объединенный инженерный центр. Там работают молодые конструкторы. Флагманскую «ГАЗель NEXT», которая бьет рекорды популярности, создали молодые инженеры. Каждый из них — профессионал мирового уровня, их знают на всех крупных иностранных автозаводах. И сегодня они занимаются созданием машин, которые выйдут на наши улицы в будущем.

Алексей ТАНИН