Posted in Семья
07.02.2018

Нам много не надо — нам садик давай

Жене Ледневу девять месяцев. Лучезарная улыбка, шесть зубов, нежный пушок белоснежных волос. Малыш довольно уверенно стоит на крепеньких ножках, ходит, но пока ещё с маминой страховкой. На лице — искренний интерес и желание познавать мир, знакомиться с окружающими и общаться.Правда, круг общения у Жени пока неширок: в основном мама, папа и бабушка. Родители работают в ООО «Нива», сельхозпредприятии, расположенном в деревне Большие Козляны, где и живут Ледневы. Мама — в животноводстве, папа — механизатор. С малышом нянчатся по очереди. Мама Юля на работу ходит трижды: к утренней дойке, то есть часа в три дома её уже нет, к обеденной и вечерней. В отсутствие родительницы на вахту по присмотру за сыном заступает отец. Он работает нянькой в утреннюю смену. Затем в помощники призывают бабушку.- Пока Женя ещё маленький, но через полгода его вполне можно будет отдавать в детский сад, — считает Юлия Леднева. — И отдали бы, если бы дошкольное учреждение в деревне работало.

Поправить
демографию

У Татьяны Кварухении пятеро детей. Младшим ­ три года и год.

­ С мужем работаем в хозяйстве, ­ рассказывает женщина. ­ С детьми помогает управляться бабушка. Но она часто болеет…

Евгению Козыреву ­ передовую доярку ООО «Нива», с нетерпением ждут на работе. Она, в принципе, не против. Но не с кем оставить ребёнка. Яслей в Больших Козлянах нет. А бабушки…

­ Бабушки мамочкам помочь не всегда могут, ­ вступает в разговор Светлана Викторовна Сироткина. ­ Мы ещё работаем. Да и развитие в детском саду ребёнок получает другое. Во­первых, с ним воспитатель занимается. Во­вторых, он учится жить в коллективе, дружить, общаться с ровесниками…

В Больших Козлянах 26 детей дошкольного возраста. Так что истории, когда не с кем оставить ребёнка, а на работу надо позарез, наслушались вдоволь. Женщины, пришедшие на встречу с журналистами, делились частными случаями. Но все они упираются в общую проблему: в деревне нет детского сада.

­ Раньше­то в Козлянах ребятишек куда больше было, ­ говорят женщины. ­ Изменить ситуацию и сейчас можем, мы за многодетные семьи. Было бы куда малышей пристроить…

А замок всё висит

­ Стесняется, ­ объясняет Зинаида Леднева поведение дочери Алёны. ­ Как только окажется в незнакомой обстановке, с рук не спускаю. В садик надо…

У Ледневых детей двое. Старшая, Оксана, не в пример младшей ­ общительная. На любой вопрос ответит, всё разложит по полочкам. Девочка ходит в детский сад в деревню Карпуниху. От Козлян ­ пять километров. Когда устраивали в дошкольное учреждение, маме пришлось сменить работу. До этого была продавцом в родных Козлянах, теперь трудится в магазине в Карпунихе.

­ Летом ещё ничего, ­ говорит Зинаида. ­ Если погода позволяет, выгоняю из гаража личный транспорт ­ велосипед. В холод, ненастье приходится поломать голову над тем, как добраться до Карпунихи.

Своей машины в семье нет. Остаётся три пути ­ на выбор. Первый: ждать рейсового автобуса, который ходит нерегулярно. Второй: просить соседей и знакомых подвезти, если следуют в одном направлении. Третий: просить директора хозяйства выделить транспорт.

­ Спасибо руководителю «Нивы» Николаю Леонидовичу Смирнову, выручает, даёт
«ГАЗель», чтобы подвезти ребятишек до садика, ­ говорит женщина.

Она ещё помнит счастливые времена, когда в Больших Козлянах работали детский сад и начальная школа. Зинаида ­ выпускница и того, и другого образовательных учреждений.

­ Детский сад у нас был замечательный, ­ вспоминает она. ­ Как говорят, упакован под завязку. Игрушки ­ какие хочешь, мебель новая, книжки, учебные пособия… В этом же здании и первый класс располагался. А потом почему­то детсад закрыли…

Детская память Зины не сохранила тот момент. 1991 год, зима. В здании разморозили систему отопления. На ремонт денег не нашлось. Детсад признали аварийным, ребят перевели в Карпуниху. На здание в Больших Козлянах повесили замок. Люди ещё надеялись, что когда­нибудь его снимут и двери снова откроются… Но не прошло и нескольких месяцев, как от ещё недавно действующего учреждения остались только стены и крыша. Окна выбили, что сумели ­ растащили. И стало понятно, что замок на двери детского сада провисит не один год…

И висит он уже 27 лет. А малышей из Козлян по­прежнему определяют в детсад в Карпуниху.

­ Не дело возить ребятишек за несколько километров, ­ резюмирует Зинаида Леднева. ­ Отправишь ребёнка в детсад, так вся изведёшься: как он там… А если заболеет? Пока машину найдёшь, пока доберёшься… Целая вечность пройдёт

Под угрозой ­ производство

­ Несколько лет назад обещали построить семейный детский сад, ­ помогает разобраться в ситуации директор ООО «Нива» Николай Смирнов. ­ Полностью бы проблему не решили, но напряжение сняли. Однако дальше разговоров дело не пошло.

В том, чтобы в Большие Козляны вернулось дошкольное учреждение, Николай Леонидович очень заинтересован. Из­за малышни производственный процесс порой оказывается под угрозой. Весной и летом ­ в самую страду механизаторов приходится отпускать, чтобы они с утра отвезли ребёнка в Карпуниху, а вечером вернули назад.

Это один минус. Второй ­ сложно привлечь молодых специалистов в хозяйство. К примеру, требуется ветврач. Николай Леонидович не одно учебное заведение объехал, уговаривая выпускников поработать в «Ниве». И вроде желающие есть, хозяйство жильё выделяет, но как только узнают, что на территории нет детского сада, ­ на попятную.

Вот и бьётся директор «Нивы» над решением проблемы, стучит во все двери, звонит в колокола, да пока без толку.

­ В администрации Уренского района обещали помочь, ­ говорит он. ­ Но сменилось уже три главы, а детсад так и остался в мечтах.

В конце прошлого года свет в конце тоннеля забрезжил. Смирнов обратился за содействием к депутату Госдумы Артёму Кавинову. Вместе ездили на приём к тогдашнему министру образования области Сергею Наумову. Тот занялся проработкой вопроса, нашёл пути решения. Но в области сменилось руководство. Теперь нужно начинать с самого начала.

­ Как нам объяснили в министерстве образования, варианта два: либо отремонтировать старый детский сад, либо строить новый, ­ говорит Николай Леонидович. ­ Причём второй ­ предпочтительнее, потому как имеющееся здание не соответствует современным нормам.

Через год ­ не раньше

На всякий случай имеющийся детсад законсервировали. Заколотили досками окна и двери. На всякий случай. А вдруг.

Но «вдруг» может наступить не раньше 2019 года.

­ Ситуация в районе сложная, ­ вводит в курс дела Сергей Бабинцев, глава администрации Уренского района. ­ Если исключить из бюджета субсидии и субвенции, что поступают из области, уровень собственных доходов остаётся неизменным в течение пяти лет. За это время и зарплаты работникам бюджетной сферы за счёт районной казны увеличивали, и в программах на принципах софинансирования участвовали. Пришлось взять кредит, но положение выправить не удалось. Дошли до края. Под угрозой срыва поставки продуктов в социальные учреждения. Вынуждены сокращать работников культуры, образования, администрации района. Обратились за помощью к руководству области с просьбой способствовать в стабилизации бюджета. Надеемся, что ситуация в ближайшее время изменится.

Тогда и в Больших Козлянах надежда вспыхнет с новой силой. Ведь если в бюджете района появятся средства, можно будет подавать заявку на участие в той или иной государственной программе. По действующей практике, объекты соцсферы строят на принципах софинансирования. Остаётся ждать и верить в лучшее.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Уренский район.