«МiР» вашему дому
Проект «Сёстры» — это новая работа объединения, которую вынесли на суд публики в конце прошлого года. Помимо спектакля проект включает в себя фотовыставку и конкурс сочинений. Всё это стало возможным благодаря получению гранта по итогам конкурса «Православная инициатива». Осенью постановку увидел нижегородский зритель, позже — дивеевский. — Проект посвящён памяти девяти сестёр Дивеевской обители, отбывавших срок в Карагандинских лагерях после закрытия монастыря, — рассказывает режиссёр и художественный руководитель творческого объединения «МiР» Ирина Семенчук. — Одна из частей проекта — выставка «Белые платочки», где экспонируются старые фотографии монахинь, монастыря, Караганды, лагеря, и всё это на фоне обычных белых платков, которыми покрывали головы наши богомольные бабушки. Другая его часть — конкурс сочинений «Страны и судьбы». Мы провели его среди детей из Казахстана, из тех мест, куда были этапированы дивеевские сёстры. Автор пьесы — председатель правления объединения, выпускник литинститута имени Горького, актёр и драматург Роман Сванидзе. В её основу легла информация, собранная по крупицам из различных источников в интернете и газетных публикаций. Огромную помощь в этом оказала Валентина Сидорова — автор многочисленных очерков из истории Дивеевского монастыря. Ирина Семенчук родом из Караганды. В советское время не принято было говорить о репрессиях, поэтому о том, что вокруг располагалось одно из самых крупных отделений ГУЛАГа, Ирина Михайловна узнала, уже окончив Горьковское театральное училище и театральное училище имени Щукина. Спустя годы жизни в маленьком и тихом Сарове проект «Сёстры» был задуман ею, как некий культурный мост между Россией и Казахстаном, как поиск общих корней. Значительная часть полученного гранта пошла на транспортные расходы, чтобы привезти проект в Караганду. 1 ноября прошлого года спектакль был сыгран на карагандинской сцене. На страничке общества «МiР» в соцсетях мы нашли отзыв одного из зрителей: «Здравствуйте, сёстры! Пишет вам обычный кочегар из монастыря города Караганды. Хочу вас поблагодарить за замечательное выступление. Это было настолько трогательно, что я не сдерживал слёз». С ответным визитом в Дивеево прибыла делегация из Казахстана, в которой были дети, победившие в конкурсе сочинений «Страны и судьбы».- Ставя спектакль на православную тематику, мы в первую очередь ориентируемся на невоцерковлённую аудиторию, — продолжает Ирина Семенчук. — Мы считаем свой театр неким порогом на пути к храму для тех, кто по каким-то причинам пока не решается туда войти, но кому интересно, что там под его сводами. Ну и, конечно, наши спектакли для верующих. Мы обращаемся к зрителю не только с точки зрения художественного замысла, мы свидетельствуем о вере…Каждую весну, отыграв запланированные спектакли, коллектив старается выехать для участия в каком-нибудь фестивале. Правда, для поездок приходится выискивать средства. Обмен опытом с другими труппами необходим для творческого роста, да и себя нужно показать, чтобы открыть нового зрителя. В репертуаре православного театра уже накопилось немало постановок: «О бренности» по рассказам Антона Чехова, «Дети Библии. Моисей» по произведениям Януша Корчака, «Ай да Мыцык» по пьесе Ефима Чеповецкого, кукольное представление «Рождественский вертеп», спектакль-урок«Евгений Онегин, глава VIII». Стоит назвать ещё одну работу — «Дом свободы» по письмам членов царской семьи из заточения в Тобольске. Эта постановка уже не раз брала Гран-при на различных фестивалях. В 2018 году исполняется 100 лет со дня кровавых событий в Ипатьевском доме, поэтому спектакль, вероятно, будет ещё более востребован у зрителя. «Дом свободы» пользуется неизменной популярностью у преподавателей и слушателей Саровского физико-технического института, куда этот спектакль приглашается ежегодно. — Чтобы попасть к нам в труппу, от человека нужно только желание заниматься театральным искусством, — говорит Ирина Семенчук. — У нас есть как профессиональные актёры, так и любители, люди самых разных возрастов и рода занятий. Талантов хватает, так что нужно думать об обновлении репертуара. Хотелось бы поставить прямо пьесу-пьесу — что-нибудь в духе Островского, а ещё спектакль для малышей, ведь маленький зритель — самый требовательный.
Андрей ДМИТРИЕВ.