Posted in Семья
28.12.2017

Лыжи — с секретом, клюшки — с характером

Решение
подсказали соты

Судя по наскальным рисункам, найденным в северной части России и в Скандинавии, лыжи помогали выживать людям в суровых условиях Полярного круга ещё 2000 лет до нашей эры. С той поры вплоть до XX века их простая и практичная конструкция мало в чём изменилась ­ по сути, всё те же деревянные планки с креплением для ног. Толчком для развития лыжных технологий стал Его Величество спорт. Гонка за результатами вынудила инженеров искать нестандартные решения для увеличения скорости и качества скольжения. Ко второй половине прошлого столетия почти все беговые лыжи в мире стали делать не из цельного куска древесины, а склеенными из нескольких слоев шпона. Это намного облегчило изделие.

А вот несостоявшийся американский писатель и толковый инженер Говард Хед, отдыхая с друзьями на горнолыжном курорте, вдруг пришёл к мысли, что дерево, как основной материал, изжило себя не только в самолётостроении, но и в изготовлении лыж. Путём проб и ошибок он сконструировал композитные деревянно‑металлические лыжи с пластиковой скользящей поверхностью. Вложив в идею собственные средства, Говард претворил свой проект в жизнь.

Но эти лыжи хороши были для горных спусков, а на обычной лыжне требовалось нечто иное. Здесь ещё долго правило дерево, как доступный для более широкого и массового производства материал. Чтобы облегчить такое изделие, стали применять принцип сэндвича, помещая в деревянную оболочку сотовый наполнитель.

В краеведческом музее посёлка Сухобезводное среди прочих экспонатов любознательный посетитель может обратить внимание на патент, выданный в 1980‑х двум сотрудникам техотдела фабрики «Динамо» Юрию Иванову и Вячеславу Боброву за усовершенствование данной технологии.

Надо сказать, что предприятие открылось 1 декабря 1965 года и не так давно отметило полувековой юбилей. Его учредителем стало одноименное спортивное общество, как известно, относящееся к структуре МВД. Сам посёлок Сухобезводное вырос когда­то вокруг исправительных лагерей, поэтому органы внутренних дел играли важнейшую роль в его жизни. Обилие лесов вокруг и необходимость создания новых рабочих мест явились предпосылкой строительства деревообрабатывающей фабрики. Уже в 1966 году здесь начали изготовлять многослойные деревянные лыжи марки «Темп», известные нескольким поколениям советских школьников и любителей физкультуры. Позже появилась другая популярная марка «Спринт».

Превыше всего ­ упругость

Главного технолога Юрия Степановича Иванова, принимавшего участие в разработке отечественных лыж с сотовым наполнением, увы, уже нет в живых, но в Сухобезводном живёт его соавтор ­ ученик и коллега Вячеслав Бобров.

­ Заочно окончив в Семёнове техникум по специальности «механическая обработка древесины», в 1972 году я пришёл работать на «Динамо», ­ вспоминает Вячеслав Михайлович. – Предприятие мне знакомо было хорошо, еще школьником в 1960‑е я подрабатывал там. Устроился рабочим в лыжный цех, где меня заприметил Юрий Степанович и пригласил к себе в техотдел инженером­конструктором.

Техникум дал хорошие базовые знания по обработке древесины, но они применялись в мебельном производстве. Изготовление лыж основывалось на новой для молодого инженера технологии лущения. Её нюансы приходилось осваивать на практике. Обогащать опыт помогало участие в различных всесоюзных выставках, куда свою продукцию привозили и иностранные разработчики. В одной из таких поездок конструкторы фабрики «Динамо» познакомились с немецкими лыжами с сотовым наполнением, но появились идеи их усовершенствовать. Недостатком представленных моделей была низкая упругость. Суть доработки заключалась в том, что в носочной части площадь ячеек сот делали больше, чем по основной длине лыж, за счёт чего вся конструкция становилась более упругой при скольжении по снегу.

Сам Вячеслав Михайлович до сих пор является страстным любителем лыжных прогулок, поэтому о качестве изобретения может говорить с позиции лыжника. Впрочем, техотдел фабрики интересовали профессиональные отзывы спортсменов, чтобы вносить необходимые коррективы. Новые лыжи испытывала сборная страны, давая положительные характеристики.

Победы
берёзы и клёна

Однако фабрика «Динамо» славилась ещё и своими фирменными хоккейными клюшками, которые в своё время были пределом мечтаний мальчишек из дворовых команд. В первую очередь снабжали инвентарём областную команду «Торпедо». Но однажды конструкторов вызвали в Москву в центральный совет спортивного общества «Динамо» и поставили задачу разработать хоккейную клюшку для ведомственной команды. Надо сказать, что хоккейный клуб московского «Динамо» был единственной советской командой, принимавшей участие во всех чемпионатах страны и сохранявшей статус чемпионов долгие годы. Так что задача стояла серьезная, да и центральным советом руководил генерал‑майор: конструкторы из Сухобезводного ответили: «Есть!».

­ За основу взяли хоккейную клюшку финского производства, как самую передовую технологию на тот момент, ­ рассказывает Вячеслав Михайлович. ­ Опять же пошли по пути усовершенствования аналога. Финны использовали пластины, оклеенные рогожей из стекловолокна. Мы же использовали более распространенные в СССР материалы ­ шпон и стекло­ткань, пропитанную эпоксидной смолой. Древесина тоже использовалась традиционная ­ берёза и клён. Получилась прочная и надёжная конструкция.

В итоге с поставленной задачей конструкторы справились, выпустили пробную партию в количестве ста клюшек ­ по нескольку на каждого игрока. Учитывались физические данные хоккеистов ­ рост, длина рук, левша он или правша, а также индивидуальная манера игры. Разработчики клюшек периодически садились на поезд и ехали на очередную игру динамовцев, чтобы поддержать их и своими глазами увидеть в деле плоды трудов. Особенно памятны Вячеславу Боброву встречи с такими асами хоккейного льда, как Василий Первухин и Зинэтула Билялетдинов.

В 1989 и 1990 годах московское «Динамо» вместе с другими советскими командами участвовало в так называемой суперсерии ­ турне по Северной Америке, где встречалось в ледовых баталиях с хоккеистами НХЛ. Динамовцам удалось тогда в двух играх одолеть грозных канадцев ­ «Питтсбург Пингвинз» и «Торонто Мэйпл Лифс», а также победить американцев из «Бостон Брюинз». С гордостью можно сказать, что победы тогда были добыты клюшками, изготовленными в Сухобезводном.

Через год после крушения Советского Союза Вячеслав Бобров ушёл с фабрики. Другая эпоха началась не только для страны и посёлка, в индустрии инвентаря для зимних видов спорта к тому времени окончательно победил пластик. Деревянные лыжи и клюшки уходили в прошлое. К тому же на фоне общероссийского спада производства начала 1990‑х предприятие переживало не лучшие годы и, чтобы выжить, искало новые направления. Сейчас на его базе создана лесоперерабатывающая компания. Однако до сих пор в интернете коллекционеры раритетов и просто любители хоккея нередко выставляют на продажу клюшки, изготовленные в Сухобезводном по спецзаказу и некогда принадлежавшие легендарным советским хоккеистам. Спрос на них по­прежнему высок.

Андрей ДМИТРИЕВ.

 

Семёновский округ.