Posted in Экономика
25.12.2017

Как маяк для кораблей

На стене проходной Лысковского филиала ООО «Арзамасское ПО «Автопровод» установлен звуковой сигнал — прерывающийся, не очень громкий. Он называется маячок, и на него, как на заводской гудок, устремляются по утрам работники, в том числе и инвалиды по зрению, и есть в этом что-то трогательное. К тому же для них рядом с дорожкой установлены трубы на опорах, называемые путеводителями, и они слегка ударяют по ним тросточками, чтобы знать, куда идти.На территории предприятия рабочих встречает второй маячок — у склада, затем третий — у входа в производственный корпус. А там по центру на каждом этаже — широкие резиновые дорожки, на которых не разрешается оставлять технику, ставить ящики с материалами. Дорожки — только для того, чтобы инвалидам было легко ориентироваться. В коллективе филиала, состоящем из 212 человек, занимаются изготовлением жгутов проводов автотракторного оборудования 117 инвалидов, в том числе 75 — по зрению. Несколько человек не видят совсем…То, что для предприятия, его руководства (директором здесь вот уже почти 20 лет Александр Громов) одна из первостепенных задач — профессиональная реабилитация инвалидов, видно и по другим приметам. Здесь очень много внимания уделяется специальной подготовке рабочих мест. Механизмы нарезки проводов, сборочные стенды, штамповое оборудование — да мало ли чего! — всё приспосабливается для слабовидящих и незрячих. Для них всё «вымеряется», устанавливается по специальным схемам.Что-то необходимое для той или иной операции — всегда под рукой. В цехах рядом с резиновыми дорожками на стенах есть кнопки вызова обслуживающего персонала. Закончился материал или рабочий выполнил задание — он нажимает на такую кнопку. Получив по пейджеру сигнал, к нему спешит распределитель работ, а если что-то в выполнении задания не ладится, то приходит мастер или начальник цеха. Его, кстати, зовут Алексей Юренков. Несмотря на молодость, умеет сочетать доброту к людям с требовательностью.В планах руководства особой строкой стоит улучшение бытовых условий труда подчиненных. Особенно удался в этом плане уходящий год. Шутка ли — на всех трех этажах производственного корпуса сменили старые окна на пластиковые! К тому же на участках каждый год делают текущий ремонт, летом здесь работают кондиционеры.На первом этаже — столовая. Кормят здесь не только вкусно и разнообразно, но и дешево — обед стоит 60 рублей.Как идет производственная жизнь на предприятии?Без жгутов проводов автотракторного оборудования немыслим выпуск ни одной машины. Всё электрооборудование в них жгутами связывается — лампы, фары, реле, стартеры. Сейчас жгуты лысковчан идут на старые и новые «ПАЗы», в том числе школьные автобусы, машины «Газель-бизнес», «Газель-Некст». Ликинский завод Московской области получает от наших земляков жгуты для комплектации нового «ЛиАЗа».- Предприятие ожило после кризиса в автомобильной промышленности конца первого десятилетия нового века, — говорит главный инженер Александр Шикин. — Объемы производства восстанавливались постепенно, но у нас — своя ниша, и это помогло. Численность работников снова увеличилась.Среди работников есть необыкновенные. Например, инвалид 1-й группы по зрению Александр Мусин не только хороший производственник. Он так освоил компьютер, что учит пользоваться им зрячих!С Александром мы познакомились на участке свивки проводов. А на другом свивает их и обматывает жгутами его жена Ирина. У супругов — трое детей. Познакомились на работе, да и в общежитии, где когда-то им дали комнаты, сталкивались. Похожие истории у Алексея и Оксаны Петровых, Дмитрия и Елены Рыбакиных, Татьяны и Ивана Волгапкиных. Кстати, для своих работников предприятие, а до него УПП ВОС (учебно-производственное предприятие Всесоюзного общества слепых) построило не один многоквартирный дом. Организация досуга, художественной самодеятельности была и есть до сих пор. Инженер по реабилитации Ирина Коломина что только не делает, чтобы инвалидам жилось интересно и насыщенно! Самодеятельные артисты сами пишут песни и стихи. А уж как поют и читают стихи со сцены! Как-то разговорилась с одним лысковским сельским главой. Сказал, что на дни села приглашают только артистов из филиала «Автопровода» — очень они талантливые.…Выходишь утром из автобуса на остановке у филиала «Автопровода» и слышишь знакомый сигнал. На звук тянутся люди с тросточками: кто с кем-то под ручку, кто — по одному. Привычно идут за зов маячка. И этот «навигационный знак для кораблей» будто символизирует предприятие, ставшее действительно маяком в жизни его работников.

Галина ТЮЛИНА.