Научить другого быть счастливым
ШКОЛА приемных родителей успешно работает уже четыре года. Совсем недавно закончила обучение девятая группа слушателей. Как же школа создавалась?
– К нам начали обращаться за консультациями семьи, воспитывающие приемных детей, и опекуны, – рассказывает семейный психолог отделения «Служба сопровождения семьи и ребенка» центра «Журавушка», тренер школы приемных родителей Марина Анатольевна Медонова. – Тогда мы поняли, что существующего у нас опыта недостаточно, чтобы оказать всестороннюю помощь таким семьям. Потребность людей в ответах на волнующие их вопросы подтолкнула нас к идее создать школу, где будущие приемные родители смогут подготовиться к тому, чтобы взять ребенка, а уже состоявшиеся – получить необходимые знания.
Для создания школы приемных родителей специалисты центра «Журавушка» изучили опыт и российских, и зарубежных коллег. В 2006 году они побывали в штате Миссисипи США, познакомились с жизнью американских приемных семей и работой приютов.
– Наши специалисты разработали собственную программу «Под защитой семьи», которая была признана лучшей в Нижегородском регионе, – рассказывает заместитель директора по развитию центра социальной помощи семье и детям «Журавушка», тренер школы приемных родителей Светлана Николаевна Гринберг. – Ее цель – помочь оставленным детям найти семью. В рамках программы школы для приемных родителей были созданы в разных районах области. Школа в «Журавушке» для всех является ресурсной, здесь обучаются специалисты, работающие с приемными семьями.
Занятия в школе бесплатные, а справка об ее окончании служит рекомендательным письмом в органы опеки. Специалисты отделения «Служба сопровождения семьи и ребенка» центра «Журавушка» тесно сотрудничают с органами опеки города и области.
– На занятия в школу приходят разные люди. Одни только задумываются о том, чтобы взять ребенка, и хотят узнать побольше, другие собирают документы на усыновление, третьи уже воспитывают приемных детей, – говорит Марина Медонова. – Самые внимательные слушатели, как правило, молодые пары, которые уже долго вместе, успешны в жизни. Их сплачивает общая беда – они не могут иметь детей. Такие люди обычно принимают решение усыновить новорожденного. Их решение воспитывать ребенка взвешенное и осознанное, поэтому они принимают его таким, какой он есть.
Каждый слушатель школы проходит специальную диагностику, общается с психологом. Занятия проходят в группах один раз в неделю в течение трех месяцев. Если у человека возникают дополнительные вопросы, он всегда может поговорить с психологом на индивидуальных консультациях.
В школе приемных родителей, как и в любой другой, есть теоретические и практические занятия, а также домашние задания. Например, написать сказку для ребенка о том, как он попал в семью.
– Слушатели, которые учатся здесь, в первую очередь получают знания о своей семье, – говорит Светлана Гринберг. – Ребенок приходит в семью с уже устоявшимися отношениями, поэтому мы уделяем много внимания тому, чтобы вместе с человеком изучить его семью и понять, каким потенциалом он обладает. Будущие родители должны узнать свои мотивы, правильно оценить моральные, материальные и воспитательные ресурсы, которыми владеют. Одна из задач нашей школы – профилактика отказов от приемных детей. Лучше не брать ребенка, чем взять и потом отказаться.
В практике школы были случаи, когда человек, желающий воспитывать ребенка из детского дома, менял свое решение, поняв, что пока не готов к такому ответственному шагу.
– Ребенок, от которого отказались, уже травмирован, поэтому мы помогаем будущим родителям понять, что такой ребенок не сможет поделиться с ними счастьем. Это родители должны научить его быть счастливым, – говорит Марина Медонова. – На занятиях наши специалисты рассказывают слушателям о том, чем дети, живущие в детских домах, отличаются от домашних. Мы говорим о наследственности, влиянии болезней, последствиях длительного нахождения в таких учреждениях.
Многие родители, взяв ребенка, принимают решение не только сменить ему имя и фамилию, но и не рассказывать ему о прошлом. Психологи школы объясняют, что так поступать неправильно. Ребенок может забыть прошлое, но глубоко в сознании воспоминания все равно останутся, поэтому важно знать, когда и как лучше рассказать правду. Слушатели школы к пониманию того, как нужно поговорить с ребенком, приходят постепенно, на протяжении всех занятий. Универсального ответа, когда это лучше сделать, не существует.
На первом занятии после знакомства и определения правил, по которым будет проходить общение, психологи предлагают каждому слушателю рассказать о собственном имени: что оно значит для него, кто ему выбрал имя, как его называют близкие, хочется ли ему сменить свое имя. Размышления о собственном имени должны подвести взрослого к тому, что перечеркивать прошлое ребенка, отказываться от его личной истории нельзя.
Психологическая помощь не единственная. Если возникают юридические вопросы, приемных родителей направляют к юристам центра «Журавушка», если есть вопросы с оформлением документов, их ориентируют на органы опеки.
Важно, что после получения справки об окончании школы связь между «выпускниками» и «педагогами» не прерывается. Продолжают работу группы поддержки родителей «Опора», устраиваются регулярные встречи. Если у кого-то возникают вопросы, для их решения проводятся семинары или индивидуальные занятия. Если в других районах области возникает потребность, специалисты управления образования и социальной защиты детства могут организовать группу приемных родителей и привезти их на занятие в Нижний Новгород или, наоборот, психологи «Журавушки» отправятся к ним.
– Люди, окончившие нашу школу, приобретают новый опыт, – рассказывает Марина Медонова. – Они сплачиваются, начинают общаться через Интернет, некоторые – дружить. У людей появляется поддержка и понимание, что они не одни. Полученные знания помогают не только общаться с приемными детьми, но и, например, улучшить отношения между супругами. Даже если человек и не решится взять на воспитание ребенка, после окончания школы польза все равно будет.
Школы приемных родителей помогают обратить внимание как можно большего числа людей на проблемы детей, оставшихся без семьи. Люди должны понимать, что воспитывать чужого ребенка вполне естественно, и те, кто решился на это, заслуживают уважения.
Анастасия СЕРГЕЕВА.