26_2011_11-2
Posted in Краевед
04.07.2011

Когда Солнце прячется за Луну

По подсчетам астрономов, в России за 665 лет (с 1060 по 1715 годы) произошло 283 солнечных затмения. Летописцы заметили только 49, из них 26 полных.
Наиболее памятным, конечно же, было затмение 1 мая 1185 года, совпавшее с походом князя Игоря на половцев, воспетое в «Слове о полку Игореве».
Ошибка или тайна?
Самым первым упоминанием летописцев о затмении можно считать сообщение Лаврентьев­ской летописи от 6572 г. (19 апреля 1064 г.): «…Пред сим же временем и солнце пременися, и не бысть светло, но акы месяц бысть, его же невегласи (невежды) глаголют снедаему сущу (считают объедаемым)».
Славяне считали, что солнечные затмения устраивает колдун-волкодлак, и всерьез обвиняли в грехе оборотничества Всеслава Полоцкого, в XI веке всерьез по­вздорившего с Ярославичами.
Солнечное затмение 19 марта 1113 года русские люди связали со смертью князя Святополка: «Было знамение в солнци; яко погыбнути ему, и мало ся его оста, аки месяц бысть, в час 2 дня».
Затмение 2 августа 1133 года поразило всю Европу тем, что оно совпало с землетрясением: его отметило рекордное количество хроник.
Ну и, наконец, известное каждому со школьных лет затмение 1 мая 1185 года. Это затмение застало князя Игоря в походе на половцев около Путивля.
«Тогда же Игорь воззре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыта» – так описывает это астрономическое событие автор бессмертного «Слова о полку Игореве». Бояре, сопровождавшие князя в походе, пытались втолковать князю, что надо бы повернуть назад, что это знамение не к добру, на что Игорь отвечал, что никто не знает Божьих тайн, кому оно не к добру – русичам или степнякам, и вообще, что сотворит Бог, то и ладно.
Кстати, в Путивле то затмение было частным. Князь Игорь видел «солнце стояше яко месяц».
Ошибку в описании затмения заметил только поэт Майков, делавший перевод «Слова о полку Игореве». Он сравнил описываемые события с реально существовавшими и пришел к выводу, что не могли видеть князь Игорь и его войско полного закрытия Солнца Луной. Будем считать это еще одной тайной древнего поэтического произведения.
Если бы тогда существовал Нижний Новгород, то его жители увидели полное солнечное затмение.
А вот еще одно неправильное толкование летописи. В утро Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, астрономическое чутье изменило нашим предкам.
«Всходившу солнцю, бысть тма велика по всей земли, мьгла, не бо бяше того от утра до третьего часа, и повеле господь тме уступити, а пришествие свету дарова», – записал летописец.
Похоже на описание солнечного затмения, вот только, как намного позже разобрались ученые, никакого затмения в тот день в помине не было. Видимо, за затмение наши далекие предки приняли какие-то облака или стоящую над степью пыль, заслонившую светило.
Кара или предупреждение?
До сих пор неясно, что творилось в русских небесах 23 сентября 1383 года. Никакого затмения в помине не было, однако небесные ужасы записали в тот год многие авторы:
«Тьма бысть грозна в 1 час дни, поиде акы туча с западныа страны скоро велми, и помрачи свет до
3-а годыны (часа), птици летающеи падаху на земли, и не доведаху (узнали) людие, что се есть, зане облакы желты и тонковидны суще» (Тверская летопись).
«И толь (настолько) бысть темно, яко в осеннюю темную ночь, и не доведаху людие, что сие есть, и бысть скорбь и туга велика в людех, также помале облаки те видяхуся наджелть суще, таже и багряновидны и тонковидны; по иным же странам тогда облаки прехождаху в полъутра и в обед год (час) и по обеде; инде (кое-где) же огненныа облацы хожаху, и искры падаху на землю и зажигаху; и толь страшно бысть, яко второе христово пришествие мнеся (думалось) всем» (Никоновская летопись).
Нам в этом описании видится какое-то необычное грозовое явление, может быть, сочетавшееся с неестественным для русской осени ураганом. Суеверным же людям того времени в грозе и в буре виделась кара небесная, оставлявшая за собою право прийти и расправиться с человечеством за грехи в любой удобный момент.
Затмение 29 октября 1399 года не особенно напугало россиян и было отмечено только одной Первой Новгородской летописью: «Тои же осени бысть помраченье в солнци и тма бысть, а солнце погыбе и явися серп на небеси, и потом явися солнце кровавы лучи испущающи с дымом».
Зато явление 7 июня 1415 года прошлось широкой полосой по самым густонаселенным странам Европы и собрало массу откликов в христианском мире.
Кстати, большинство западных писателей посвятили ему лишь скупые строчки – там к небесным дивам начали привыкать, постепенно уразумевая их безвредность для человечества.
А вот в Чехии тогда шли так называемые гуситские войны, ввиду чего тамошний хронист Лаврентий Брезинский связал затмение с сожжением Яна Гуса.
Затмение это было прекрасно видно в Нижнем Новгороде и, судя по всему, было очень страшным, поскольку его отметило 11 русских летописей: «В час 4 дни тма бысть по всей земли, и солнце померче якоже и в распятии христове и звезды явишася. И зара явися утренняя и вечерняя, и паки по единем часе господь бог дает просвещение всему мiру» (Софийская II летопись).
«Тма бысть в пяток перед обеднею, бысть же ненамного, только час един или мало болши, видети же тогда было звезды вси, якоже в нощи… мрак зелен, также помале бысть мрак аки кровь и друг друга человеки не видети, аки в крови стояху вси» (Никоновская летопись).
Надо думать, столь грозное событие многих заставило призадуматься, а правильно ли они живут, многих покаяться, многих исправить образ жизни.
Протопоп Аввакум тоже отметил
Полное затмение 2 августа 1654 года прошло по Украине и Польше; самое яркое воспоминание о нем оставил в своих гениальных мемуарах наш земляк протопоп Аввакум:
«Солнце затмилось пред мором за месяц или меньше. Плыв Волгою рекою, архиепископ Симеон сибирский и в полудне тьма бысть пред Петровым днем недели за две: часа с три, плачущи, у берега стояли; солнце померче, от запада луна подтекала; по Дионисию, являше бог гнев свой к людям. В то время Никон отступник веру казил (извращал) и законы церковные, и сего ради бог излиял фиал гнева ярости своей на русскую землю. Зело мор велик был, николи еще забыть, вси помним».
Для сознания суеверного бородача все было ясно: сначала искажение церковных книг, затем в назидание затмение, после чего в наказание мор. В то же время в Западной Европе уже была известна истинная природа затмений и активно проводились их наблюдения.
Аввакум явился свидетелем затмения 22 июня 1666 года, полного на Дону и на Яике. По своему обыкновению, он разглядел в нем знак божьего гнева исказителям «истинной веры» и связал его со своим заключением в темницу.
«Что бы за чудо не поставили…»
Наступали новые времена, времена, когда религия потихоньку сдавала свои позиции научному мировоззрению. Затмение 13 сентября 1699 года было полным в Причерноморье и на Кавказе. Петр I наблюдал его из Таганрога (это была эпоха Азовского похода). Мудрый наставник царя Яков Брюс за полгода до того провел с монархом инструктаж, сопровождавшийся показом проекции солнца на экран в затемненной «храмине» (помещении).
1 мая 1706 года в густонаселенных областях империи ожидалось полное солнечное затмение, которое должно было быть видно и в Нижнем Новгороде. Продолжалась Северная война, и Петр Великий вполне обоснованно боялся, что затмение будет истолковано народом именно как небесное знамение, а это уронит воинский дух в тылу и на арене боевых действий. Чтобы этого не случилось, царь заблаговременно разослал письма придворным, ученым и архиереям, в которых он просил, чтобы все имевшие право слова распространяли в народе «здравые понятия» о грядущем затмении.
В частности, Ф. А. Головину Петр I писал: «Господин адмирал. Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение. Того ради изволь сие провозгласить в наших людях, что когда оно будет, дабы за чудо не поставили. Понеже, когда люди про то ведают прежде, то не есть уже чудо».
На закате царствования Елизаветы, когда небесный спектакль повторился, было издано печатное «Изъявление о затмении 1760 года», в котором для сведения всех интересующихся указывались день, часы и продолжительность затмения («с великим удивлением и страхом больше дву часов видимо будет»).
Может быть, поэтому оно и было встречено страной относительно спокойно.
В первый майский день 1706 года в нашем городе намечалось народное торжество в честь тезо­именитства Петра Великого.
Кроме того, этот день традиционно отмечался как день основания Печерского монастыря. Еще задолго до начала праздника центральная Благовещенская площадь была усыпана народом.
Между тем на небесах начало твориться что-то неладное: средь бела дня заметно темнело, и это многие уже начинали примечать.
Немного спустя музыка и песни на площади на время смолкли. По плану праздника должна была начаться показательная битва солдат – маневры с пальбою. По команде прапорщика грянул залп, окутав дымом всю площадь. Впрочем, желающих полюбоваться баталией было столько же, сколько и бесплатным спектаклем на небе: на солнце явно и очевидно наплывало какое-то черное кольцо.
Отставив веселье, посадские попадали ниц на землю и с плачем и воплем начали молиться, скорбя и сокрушаясь о грехах. Их примеру последовали побросавшие ружья солдаты. И вот солнечный свет потух совершенно, на небе показались звезды, птицы умолкли. Откуда-то из полузаброшенной башни вылетела стая летучих мышей и пронеслась над площадью. Народ бросился наутек, и когда через несколько минут опять засияло солнце, Благовещенская площадь опустела – все разбежались по домам.
Власти посчитали за благо отложить намеченный на тот вечер фейерверк, потому что на него все равно никто не пришел бы смотреть.
Солнечное затмение в этот день было видно и в других русских городах, а в Москве за ним с интересом наблюдал сам царь, по ходу дела поясняя окружавшим его боярам причины этого явления.

Анатолий МОСКВИН, краевед.

В следующем выпуске «Краеведа» мы продолжим эту тему. Вы узнаете, как реагировала нижегородская публика на солнечные затмения.