Ложка — к столу украшенье
— Родители у меня из деревни, — рассказывает Леонид, не отрываясь от работы. — Так что я каждое лето в деревне проводил у бабушки. А там деревянные ложки в почёте. Может, поэтому меня всегда тянуло к плотницкому рукоделию. Бывало, дедушка с топором работает, а я приглядываюсь, учусь. У дерева особая притягательность есть, уж если оно заинтересовало, то не бросишь это дело. В Нижнем Новгороде плотнику работы мало. Леонид устроился на автозавод. Работал сварщиком и, конечно, больше с металлом был связан, но и с деревом не прерывал связь. Всегда в свободное время старался мастерить что-то. Однажды в обед в заводской столовой попалась ему на глаза ложка с необычным красивым наплывом. Заинтересовала парня красивая форма. Захотелось подобную сделать самому. Только не алюминиевую — их и так полным-полно, а деревянную. Немало по первости пришлось повозиться, но всё-таки сделал. Зато теперь самая частая форма его ложек несет именно те очертания. Конечно, та ложечка была не такая изящная и аккуратная, как нынешние. Но это была первая собственноручно сделанная. Хазов со смехом вспоминает, что тогда не по три раза в день ел, а раз по 5-6 к столу садился. Очень уж нравилось есть этой ложкой. Ведь энергетика у деревянной посуды ручной работы совсем другая, нежели у штампованных заводских изделий. Даже в руки такую ложку взять приятно.Первый восторг вскоре прошел, но осталась гордость от того, что удалось воплотить задуманное. Так родилось увлечение. Заниматься народным творчеством в 1990-е годы было сложно. Чтобы дойти до тонкостей ремесла, нужны были советы мастера и специальная литература. Но умельца-ложечника в те годы было не найти, исчезающей оказалась профессия. Книг по этой теме тоже почти не встречалось. — Каждую кроху знаний приходилось с трудом добывать, — делится Леонид. — Разными путями искал редкие книги, встречался с мастерами по деревням. Информацию собирал даже в музеях. Да и изобретать многое приходилось самому. Это сейчас для желающих есть даже видеоуроки в изобилии. А я учился долго. Это уж теперь, через много лет, можно сказать, в мастера выбился, а поначалу за рамки увлечения не выходил. Ещё и инструмент нужен. Между прочим, хороший резак с набором приспособлений не один десяток тысяч рублей стоит. Впрочем, покупают их разве что богатые коллекционеры, для которых сделать ложечку — причуда. Настоящий мастер и инструмент под себя делает сам. Пришлось Леониду и этому научиться. — Вот специальное приспособление для «выбора» дерева из черпака ложки — клюкарза, — рассказывает Леонид. — Сделать её оказалось довольно сложно. Долго мучился, прежде чем получаться стало. Но выучился и инструментальному делу. Ножи делаю из полотна пилы, клюкарзы из обоймы подшипника. Поначалу Хазов делал ложки только по вечерам и по выходным. Как только начало что-то получаться, попробовал свои изделия продавать. Оказалось, что спрос на авторские ложечки есть, и немалый. Большого дохода это по первости не приносило. В свободное время удавалось сделать едва по паре штук. Но постепенно ложки стали получаться всё затейливее, и «производительность» возросла. Задумался мастер и решил свою прежнюю работу оставить, а зарабатывать только ложками. — Сразу признаюсь, что о большой прибыли от старинного ремесла и речи нет, — рассказывает ложечник. — Как ложкарь я зарабатываю ничуть не больше сварщика. Но дело в том, что работа должна нравиться, радость приносить и душе гармонию. А ложечки — это радость душе. Я теперь вечером ложусь спать с мыслью о том, что завтра с удовольствием буду делать очередной заказ — людей радовать. Теперь есть удовольствие от работы и сознание того, что людям мой труд приятен. Это гораздо для меня важнее, чем большая зарплата. Кажется, что сегодня мало кто будет деревянным прибором щи да кашу кушать. Думается, хозяйки больше их покупают для украшения кухни и в качестве диковинного подарка дорогим гостям. Ан нет, не так. У Леонида каждая ложка имеет утилитарное назначение. Даже если причудливо украшена, всё равно к ежедневной трапезе годится. И ведь у каждой ложки свое назначение. Вот простая «хлебалка», чтобы супа поесть, иное дело ложка, чтоб сливки снять, третья пригодится, чтоб красиво салат выложить. Есть даже специальные ложки в виде рыбки для ухи и более глубокие для питья родниковой воды…Леониду особенно нравится резать «мудрые» ложки с разными изречениями или пословицами на рукояти. Есть с затейливыми узорами, в которых использованы славянские и западноевропейские мифологические мотивы. А чего стоит особый подарочный набор «Деревянная свадьба»! Кстати, шаблона у Хазова нет, потому двух одинаковых ложек его работы в природе не существует. Ложки можно делать почти из любого дерева, кроме хвойных — липы, рябины, дуба, абрикоса, ясеня, черемухи, клёна. Важно уметь понимать дерево. Хазов чаще всего из березы свои ложки делает. Материал доступный, по прочности не уступает дубу, да и долговечнее березовые ложки, потому что дуб трескается.- Люблю, когда кусок дерева, который мог сгореть в печке, превращается в красивую вещь, — рассказывает мастер, продолжая «отсекать лишнее» от березового чурбачка. — Люблю, как пахнет осиновое полено, как по-яблочному хрустит под острым лезвием сырая березовая заготовка. Особенно приятно, когда мою ложку берет человек и не хочет выпускать ее из рук.За разговором и ложка готова — красивая, лёгкая и даже какая-то звонкая. Ясное дело, что из деревянной ложки щи и каша вкуснее будут. Не верите? Сами попробуйте!
Александр КУРИКОВ.