Дай мне руку, мама
До середины ХХ века считалось, что сильные эмоции малыша по отношению к маме, плач в ее отсутствие — это лишь проявление природного страха лишиться источника питания. Не признавалось особое значение роли матери в жизни ребенка раннего возраста, нормальным считалось, например, с младенчества отдавать детей в ясли.В 60‑х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали: между ребенком и матерью или другим человеком, который постоянно заботится о малыше с момента рождения, формируются особые, очень важные отношения, глубокая эмоциональная связь. Она закладывает фундамент для будущей уверенности в себе, здоровой самооценки, способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми. То, насколько здоровая привязанность сформируется у ребенка к его «главным взрослым» — родителям, во многом определяет качество его будущих отношений на протяжении всей жизни.Что такое привязанность и как она формируется, рассказала практический психолог центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» Екатерина Дерябина.Привязанность — это механизм, который закладывается в процессе первичных отношений ребенка с мамой.Ребенку то жарко, то холодно, то он мокрый, а то у него болит животик. Мама быстро устраняет причину беспокойства, и гармония установлена. Ребенок рад и счастлив. Еще более гармонично всё это проходит, если мама кормит грудью. Это удовлетворяет не только потребности в еде, но еще в тепле и безопасности. Кормление через соску этого не делает.Если мама всегда с ребенком, то это идеальная ситуация. Рядом с ней малыш ощущает себя в безопасности, поэтому в присутствии мамы он легко общается с папой, с бабушками и дедушками, с другими родственниками.Основной период формирования привязанности — от рождения до трех лет. После этого мама может понемногу дистанцироваться от ребенка. Разные дети отпускают маму по-разному. Важно, чтобы непродолжительная разлука не вызвала у малыша стресс. Тогда привязанность продолжит формироваться.Если у ребенка привязанность сформирована, если любое его маленькое несчастье устранялось, то он принимает мир как безопасный. Он испугался собаки, но рядом была мама, которая защитит или объяснит, что бояться не надо. А если не надо бояться, если ребенок сыт, в тепле, он начинает осматривать мир вокруг себя, а тут игрушки, книги с картинками, солнце за окном. Можно спокойно познавать этот мир.Ребенок начинает ходить, приступает к активному исследованию окружающего. В это время для малыша важно ощущать связь с мамой. Важно, чтобы мама была рядом на случай непредвиденных обстоятельств. Иначе у ребенка может сформироваться так называемая «тревожная» модель привязанности: в будущем у него появится страх, что в трудную минуту рядом не окажется близкого человека. Покоряя мир, малыш будет набивать шишки, испытывать боль, обиду, бессилие, испуг. Чтобы справляться с этими чувствами, нужна поддержка родителей.Если говорить о привязанности в плане социальном, то она является основой построения отношений. Правильно, когда ребенок научился строить отношения с родителями. Это происходит, когда, например, при просьбе о еде они отвечают, что сейчас будем есть. Совершенно другое, когда ребенок спрашивает, а его никто не слышит, да еще и еды дома нет. Так же происходит в других более сложных моментах: ребенок говорит о том, что его беспокоит, а к нему не прислушиваются. Бывает и такое, что говорят: ты еще маленький, иди лучше поиграй. Это неправильный способ взаимодействия. Он не дает ребенку ощущения безопасности. Во взрослой жизни это перерастает в недоверие к близким, привычку полагаться только на себя.Если ребенок научился вести себя со взрослыми в семье, узнал, что можно, а чего нельзя, тогда, став взрослым, он также строит отношения с людьми — чувствует, как можно позволять с собой обращаться, а как — нет.
Анна РОДИНА.
Советы от Екатерины Дерябиной
1. Если родители что-то обещают, то должны это выполнять. Так укрепляются уважительность и привязанность. Так ребенок будет увереннее в себе и, опираясь на эту поддержку, многое сможет сделать сам. Важно говорить: «Ты можешь! Я в тебя верю! Я буду с тобой!». Но это должны быть не только слова, но и дела.2. Поддерживайте ребенка во всех начинаниях.3. Когда вы решаетесь на рождение ребенка, то должны понимать, что это не он осчастливит вашу жизнь, а вы должны сделать его счастливым, быть опорой и любить его.