26.10.2017

Девяносто плюс

В этом номере газеты мы подводим итоги сельскохозяйственного года, обсуждаем его особенности, рассказываем о трудностях и успехах. С любой из названных тем можно было начать интервью с министром сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Алексеем Морозовым. Но незадолго до профессионального праздника крестьян был назначен новый руководитель региона — Глеб Никитин. Так что первый вопрос изменился.

­ Алексей Иванович, намечаются ли новые подходы к развитию агропромышленного комплекса?

­ Необходимо шире использовать федеральные инструменты поддержки ­ например, лизинг. Мы уже провели ряд совещаний с аграриями по этой теме. В них принимали участие представители Росагролизинга. Хозяйства подали заявки более чем на миллиард рублей. Основная часть касается закупки сельхозтехники, планируется также приобретение оборудования для ферм и племенного скота.

Участие в программе не предполагает внесения залога, поскольку залогом является сам объект покупки. Первый взнос ­ 20 процентов, остальное погашается в рассрочку за пять­семь лет. Условия очень выгодные, мы надеемся заметно обновить материально­техническую базу аграрного комплекса за счет лизинга.

А вообще, продолжаем двигаться по тем направлениям, которые обозначены для АПК в стратегии развития области.

­ В настоящее время в правительстве и Законодательном Собрании идет обсуждение областного бюджета на следующий год. На какую поддержку из региональной казны могут рассчитывать крестьяне?

­ Общий объем финансирования ожидается на уровне этого года ­ 2,4 миллиарда рублей. Структура складывается следующим образом. Около 40 процентов средств пойдет на животноводство, 16 ­ на растениеводство, 28 ­ на компенсацию процентных ставок по кредитам, 13 процентов ­ на поддержку капитальных вложений. То есть, структура также остается прежней.

­ Помощь из федерального бюджета тоже ожидается на прежнем уровне?

­ Лимиты будущего года ещё не доведены до регионов, так что ориентируемся на объемы 2017­го ­ 1,4 миллиарда рублей.

­ В этом году Минсельхоз России начал применять новую систему финансирования отрасли. Каковы выводы по поводу смены подхода?

­ Суть в том, что 50 бюджетных программ поддержки АПК были объединены в семь направлений. Средства по ним приходят единой субсидией. Регионам дана возможность самостоятельно перебрасывать финансы с одного направления на другое в зависимости от ситуации. Действительно, на местах лучше видно, где сосредоточить ресурсы. По нашему мнению, новая система стала более простой и гибкой.

­ Как оцениваете итоги сельскохозяйственного сезона?

­ Прежде всего, необходимо отметить, что по итогам девяти месяцев индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства составил 100 процентов, пищевых продуктов ­ 105 процентов. Это говорит об устойчивости экономики предприятий АПК.

В ходе полевых работ ситуация порой казалась критической, в частности, при заготовке кормов. Мы несколько раз собирались с крестьянами, чтобы обсудить тактику, поделиться опытом. Аграрии в очередной раз доказали, что могут найти выход даже из самого сложного положения. Грубых и сочных кормов заготовили 28 центнеров кормовых единиц на условную голову скота. Думаю, цифра ещё подрастет, хотя сейчас уже больше плана. Многие хозяйства сделали запас на полтора­два года.

Да, качество кормов порой оставляет желать лучшего, требуются добавки. На их закупку нужны дополнительные сред­ства. Это вопрос, который нам с крестьянами придется решать совместно. Будем искать возможности помочь.

Мы не имеем права снижать производство молока в регионе. Сейчас сельхозпредприятия и фермеры ежедневно плюсуют в валовом надое 90 тонн. В целом прибавка по сравнению с прошлым годом уже составляет 9 тысяч тонн. Надо во что бы то ни стало сохранить динамику.

И по производству мяса ожидаем неплохой показатель. Его среднегодовой выпуск раньше составлял 138 тысяч тонн, нынче планируем получить 140 тысяч.

­ В этом году наблюдается рост валовых показателей по многим направлениям. Зерна собрали почти 1,4 миллиона тонн. Но цена на него упала настолько, что земледельцы перестали получать выгоду.

­ Сбор зерна вырос не только в области ­ по всей стране. При этом закупочные интервенции со стороны государства пока не проводятся, поставки на экспорт замерли. Конечно, эти факторы ведут к снижению спроса и цены на зерно.

Производители жалуются. Но вот у хозяйств северной части области зерно в дефиците, а животноводству требуется фураж. Они сейчас усиленно закупают его, пользуясь удобным случаем.

Вообще, в данный момент времени выгоднее пропускать зерно через животноводческую отрасль, использовать его в качестве кормовой составляющей. Закупочная цена на молоко в нашем регионе составляет 22 рубля за килограмм и выше, что обеспечивает неплохую рентабельность. В Нижегородской области, кстати, самый высокий уровень закупочных цен на эту продукцию в Приволжском федеральном округе.

­ А как быть тем хозяйствам, которые занимаются только растениеводством?

­ В области таких 136 из 455. Сбыт зерна для них ­ основная статья доходов. Мы постарались, чтобы мукомольные предприятия закупали зерно в первую очередь у растениеводческих сельхоз­предприятий. Для этого обеспечили мукомолов кредитами на заготовку сырья.

Важно, чтобы зерновые хозяйства занимались масличными культурами ­ горчицей, рапсом. Мы настраиваем полеводов на это не первый год, и они прислушиваются. Ряд предприятий начали сеять масличные, их можно продать значительно выгоднее зерновых.

В регионе построено несколько заводов по переработке того же рапса ­ это одно из приоритетных направлений нашей аграрной политики. Они дают не только масло, но и жмых ­ хорошую кормовую добавку. Выше мы говорили, что добавки в этом году будут востребованы.

Сергачский сахарный завод начал переработку свёклы. Значит, кроме сахара, у него появился жом ­ опять же добавка в корма для животных. Жом тоже поможет поднять питательность рациона коров.

­ Удастся пополнить кормовую базу зерновой кукурузой или нынче на нее нет надежды?

­ Кукуруза на зерно была посеяна на 16 тысячах гектаров. С половины площадей ее пришлось пустить на силос. Но половина осталась. Эти участки можно убирать по морозцу, когда зерно станет твердым, стекловидным. Есть прогнозы, что 60 тысяч тонн получить можно.

­ Если вернуться к сахарному заводу, как вы оцениваете его работу? В прошлом году производство едва не прекратило существование, региону пришлось подключаться к решению проблемы…

­ Сахарный завод подготовился к нынешнему сезону гораздо лучше, чем в прошлые годы. Поддержка со стороны области дала результат. Новый инвестор увеличил плантации свёклы в два раза. Нарастили площади и хозяйства­партнеры. Предполагается, что завод получит 300 тысяч тонн сырья, что на 20 процентов больше прошлогоднего. Но пока загадывать не будем, многое зависит от погоды.

­ В начале интервью вы говорили, что продолжится движение по тем направлениям, которые определены в стратегии развития области до 2020 года. Значит, в приоритете по­прежнему остается животноводческая отрасль?

­ Совершенно верно, однако не только она. Приоритетными направлениями также считаются обновление машинно­тракторного парка, строительство зерносушильных комплексов, решение социальных вопросов на селе. Имею в виду прокладку дорог, газопроводов, водопроводов и, конечно, ввод жилья для работников аграрного комплекса. У нас сейчас 225 заявок на участие в программе жилищного строительства, мы увеличиваем финансирование этой статьи.

Отмечаем, что молодые люди стали чаще приходить на работу в сельхозпредприятия, причем закрепляются там. Тенденцию постараемся не просто сохранить, а усилить. Вместе с аграрным комитетом прорабатываем возможность увеличения подъёмных выплат и ежемесячных доплат молодым специалистам.

Беседу вёл
Александр СИНИЦЫН.

Прогноз

Запасы продовольственного зерна на мукомольных предприятиях области составляют 250 тысяч тонн, — говорит руководитель минсельхозпрода. — Пшеница и рожь заготовлены в полной потребности. Значит, цены на хлеб не будут подвержены резким скачкам. Хватает и фуражного зерна для подворий, ферм крупного рогатого скота, птицефабрик, свинокомплексов. Что касается низких цен на урожай, то, думаю, в январе-феврале они начнут расти. Так что целесообразно придержать излишки зерна до зимы, чтобы потом продать более выгодно.