Мне тоже некогда — я играю
Но что же в этом занятии такого полезного? И что дает игра крохе? Об этом мы и поговорили с практическим психологом центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» Екатериной Дерябиной. Она объяснила, что игра — это взаимодействие с миром. И в этом взаимодействии сначала появляются простые манипуляции с предметами. Это еще только основа для игры. Родители должны заложить эти основы, поддерживать их и развивать. Ребенку в раннем возрасте, например, нужно объяснить, что делать с мячиком, а не просто выдать его, потому что, конечно, он этот мяч уронит, тот покатится, и ребенок поймет, что мяч катается, но надо показать, что еще можно делать с ним.В раннем возрасте нет игры ролевой, а есть только предметно-манипулятивная: посадили мишку, покормили зайку, уложили спать куклу Машу. Но к трем годам у ребенка появляются элементы сюжетной игры: кукла может прийти в гости к зайке, он может ее угостить конфетами и яблоками. Кто-то из детей быстрее осваивает сюжетные игры, кто-то — медленнее. У мальчиков и девочек игры отличаются. У девочек они связаны с кухней, с домашними делами, с куклами, у мальчиков — это машинки, солдатики, строительство башен. Игра задает основу для дальнейшего социального поведения, в ней из элементарных функций начинают складываться более сложные. У ребенка появляется игрушечный набор медицинских инструментов, и он разыгрывает роль врача. Он лечит кукол, своих друзей, маму и папу. В игре ребенок получает сведения о том, как можно поступать, а как нельзя, что можно делать, а что нет, ведь то, что стерпят куклы, не стерпят живые люди. Здесь он начинает понимать то, что существуют границы дозволенного. То есть это способ освоить мир в безопасном пространстве игры. Основной период игры у детей — возраст от полутора до семи лет. В это время высшие психические функции у ребенка только развиваются. Для того чтобы ребенку начать обучаться, его нервная система должна созреть, то есть в его мозге должны сформироваться необходимые связи. Это происходит за счет обогащения психологической жизни ребенка различными новыми предметами, социальными ситуациями, новыми знаниями. Высшие психические функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, речь еще только развиваются, так же как и терпение, усидчивость, регуляция собственных процессов возбуждения и торможения. Ребенок пока еще просто не способен выполнять длительно какую-то монотонную деятельность, нужна ее смена. А игра как раз и совмещает в себе разные виды деятельности. В игре психика созревает спокойно без травматических ситуаций. Ребенок многое усваивает в игре, и ему не требуется для этого больших усилий. Элементарное обучение и рекомендуется осуществлять в игре, ведь если мы ребенка заставим сидеть и будем на этом настаивать, он потратит все свои усилия на то, чтобы усидеть, и ничего не усвоит. Чаще родители предпочитают с ребенком не «играть», а «заниматься». Им хочется видеть своих детей умными и развитыми. Однако не менее полезно и нужно учить ребенка выражать свои эмоции, общаться, приобретать навыки самообслуживания, а также постигать понемножку общечеловеческие ценности — доброту, дружбу, принятие, понимание, прощение. Задатки всего этого закладываются в первые годы жизни, и одним из главных проводников здесь является именно игра. Например, родители могут смастерить вместе с малышом картонный домик, взять мишку, зайку, собачку, куклу и задать первичный сценарий. В ролевой игре очень важно, чтобы родители поддерживали ее, исполняя определенные роли. Так, если ребенок — врач, то родители изображают больных, если ребенок водитель автобуса, то они — пассажиры, если он артист, то родители — зрители, а если он задумал отправиться на Луну, родители будут работать в центре управления космическими полетами. Игра — это еще и способ общения родителей с ребенком. В игре они строят отношения, учат ребенка чувствовать и понимать чувства других. В процессе нехитрых взаимодействий в игре развиваются восприятие, внимание, мышление, память и воображение. Для развития воображения ребенку необходимо создавать условия. Родители могут постоянно включать ребенка в свою домашнюю деятельность: мама варит суп, и ребенок «варит» суп куклам. Он воображает, что разноцветные частички мозаики — это у него компоненты еды, которую он «понарошку» готовит. Папа что-то ремонтирует, и ребенок рядом тоже ремонтирует игрушку, воображая, что всё это происходит по-настоящему. И в этот момент игра для ребенка — его самое важное дело. «Мне тоже некогда — я играю», — с важным видом заявляет он. Если же родители не обращают внимания на ребенка и он предоставлен сам себе, это плохо повлияет на его способности к обучению в дальнейшем. Ведь если в детстве ребенок «наигрался», если он сформировал в себе знания, ему читали, да просто напросто с ним были, то он «насытился» всем этим, и знаний у него достаточно, и основы физиологические и анатомические у него уже созданы. Он научен интересоваться миром. Такому ребенку логично стать школьником, он уже достаточно внимателен и усидчив, чтобы воспринимать знания в течение всего урока. Если же ребенок «недоиграл», то он «доигрывать» будет в школьный период. Возможно, это произойдет не сразу, сначала он будет стараться, чтобы угодить родителям, как бы играть в игру, что он хороший ученик, но потом вернется к тому, что «недоиграл», к тому, что должно было быть в дошкольном возрасте. Также может оказаться, что ребенок «не доиграл», если, например, его раньше, чем это для него возможно, заставили учиться, ведь сейчас очень распространены тенденции раннего развития, По словам Екатерины Дерябиной, есть много замечательных пособий для родителей, как играть с ребенком в первый, во второй, в третий год и в дальнейшем. Но, в любом случае, к трем годам дети должны научиться играть сами и сами же придумывать игры. Если у ребенка есть старшие братья и сёстры, то этот вопрос решается сам по себе, а если ребенок один, то ему нужно создать условия для игры и стимулировать ее: «Помнишь, какой мы с тобой построили домик, а теперь построй такой же сам». Важно приглашать других детей к себе, чтобы ребенку было с кем играть. Это тоже приучение детей к самостоятельной игре. Поскольку ребенка обязательно нужно научить играть, в семье должен быть человек, который отвечает за игру с ним, и идеально, когда это мама и папа. Если родители не играют с ребенком, то он ощущает дефицит их любви. Чем больше родители что-то делают вместе с детьми, куда-то ходят с ними, тем больше у них будет опыта взаимодействия, тепла, бессознательного доверия.
Анна РОДИНА.